Нам постоянно подсовывают какие-то страшилки. То деноминация, то дефолт, то кризис… Теперь вот про нефть пошли басни. Марина Юденич, писательница, пишущая про нефть, выдала уже довольно большой эмоциональный текст про подобные страшилки. Я же попробую оценить ситуацию немного с другой стороны и без эмоций. Хотя мне все эти страшилки смешны. Очень. Почему? Потому что их пишут “аналитики” на волне уже идущего процесса. Растёт цена на нефть — предсказывают её повышение до заоблачных высот. Падает — предсказывают падение “ниже плинтуса«. Фантазия не очень богата. Про кризис начали болтать, когда он уже начался, про дефолт — когда пошёл отток ликвидности из банков… У меня же обычно как-то наоборот получается. Предсказываю падение цены на нефть в то время, когда цена ещё растёт. Кризис — когда его ещё никто не видит. Мне кажется, что работа аналитика в том и заключается, чтобы заметить в ситуации признаки смены существующей тенденции. Впрочем, мотивы “аналитиков», старательно изобретающих для нас очередной кошмар могут лежать в совершенно иной плоскости, нежели просто экономика. В конце концов и эта самая экономика сильно зависит от настроений населения. Достаточно крикнуть “Война!” и можно наблюдать рост продаж спичек. Кто-то поверит и внесёт свой вклад к обычным продажам, не так ли? Эти продажи будут расти пропорционально количеству и силе криков. Так можно отрабатывать заказы производителей спичек, а можно и более масштабные проекты осуществлять. Самим организовать панику среди вкладчиков, устроить банковский дефолт и обвинить в этом неугодное правительство. Чем не метод для революции? Серо-буро-малиновой?
Предсказание желаемого, угодного сценария — довольно обычный метод влияния на ситуацию. Чем больше людей в него поверит, тем больше вероятности, что сценарий осуществится. Тут даже эзотерические теории работают — создаётся идея-мыслеформа, множество людей наполняют её энергией как эгрегор, и эта мыслеформа затем меняет реальность, осуществляется на деле. Именно поэтому очень полезно мыслить положительно, думать о хорошем. Будете предполагать беды — они не заставят вас ждать. Однако оставим эзотерику для романтиков и продолжим рассуждение материалистично и объективно. Сохраним в голове лишь мысль, что прогнозы влияют на будущее, мы сами их можем осуществить, если в них поверим. В этом утверждении нет ничего эзотерического, иррационального, есть лишь совершенно объективная логика, основанная на знании психологии людей. И в свете этой мысли многие катастрофические предсказания, которые делают у нас в стране различные известные лица, предстают несколько в ином свете. Особенно если учесть их политические взгляды. Тот же “аналитик” из ЖЖ, говоря про падение цен на нефть, не забывает упомянуть и про “состояние полураспада власти". Это он проговорился. Говорить так про власть, в то время, когда она наиболее монолитна и организована, значит выдавать желаемое за действительное. То, что эта власть может принимать решения быстро и ответственно показала война в Грузии. Правительство у нас сейчас находится в очень хорошем тонусе, такую мобилизацию сил можно увидеть только в состоянии войны. Что в общем-то и имеет место быть, ведь и война в Грузии — это акт агрессии против России. Один из эпизодов ведущейся скрытой войны против России.
Но вернёмся к основной теме — к нефти и кризису. В долгосрочной перспективе, её цены конечно же должны падать вместе с потреблением. По двум основным причинам: смена технологии (гибридные и электромобили, солнечная энергетика и другие альтернативные источники) и кризис, снижающий общее потребление сырья вместе с производством. Последнее станет в ближайшие годы определяющим фактором. Однако в краткосрочном плане ситуация несколько иная — имеющаяся тенденция снижения цен на нефть имеет совершенно иную природу — это лопающийся спекулятивный пузырь. Чтобы понять, как он возник и что с ним будет давайте сравним два графика:
Это был рост цен на недвижимость в США. А теперь обратим внимание на поведение цен на нефть:
Это два спекулятивных пузыря. Как только лопнул пузырь недвижимости тут же начал надуваться пузырь нефти. Спекулятивный капитал перетёк из одного в другой. Начали спекулировать нефтяными фьючерсами. Это известный многим факт. Рост спекулятивного пузыря всегда ограничен размерами привлечённого спекулятивного капитала. Он не может расти бесконечно и строится аналогично любым финансовым пирамидам — то есть растёт пока есть приток капитала и лопается как только приток иссякает. А он всегда иссякает, так как ограничена сама денежная масса, распределённая между множеством различных рынков. В принципе под спекулятивный рост можно печатать деньги, обеспечивая неограниченный прирост этого капитала, на этом строилась долгое время финансовая пирамида долгов в США, но для этого надо, чтобы у финансовой элиты, владеющей эмиссионным центром была соответствующая цель — с одной стороны, и какое-то разумное объяснение фантастических цен на предмет спекуляций — с другой. И то, и другое отсутствует. Афера с ипотекой и так зашла слишком далеко пошатнув сами основы кредитной финансовой системы, что поставило под удар интересы владельцев ФРС. Спекуляции нефтяными фьючерсами так же не могли тянуться долго. Вопрос стоял лишь в конкретной цифре — 100, 150 или 200 долларов за баррель? Но конкретный момент схлопывания пузыря был выбран вовсе не из текущих цен на нефть. В июле начались банкротства. Начала сжиматься денежная масса и появились первые признаки нехватки ликвидности на кредитном рынке. Приток спекулятивного капитала в нефть прервался несколько ранее возможного из-за последствий предыдущего пузыря.
Насколько сдуется нефтяной пузырь легко понять по ситуации перед его надуванием. Это около 60 долларов за баррель. Возможен кратковременный спад и ниже 40, но это из-за нынешних общих проблем с ликвидностью и спадом в мировой экономике. Тут имеется много субъективных моментов — цены определяются ожиданиями различных игроков на рынке. Кто-то строит свой бизнес из расчёта будущего дефицита нефти, а кто-то наоборот. Каких окажется больше? Если тех, что верят в рост, то цены будут ещё расти какое-то время, если нет — будут падать и дальше. Моё мнение заключается в том, что 60 долларов — цена, которая покажется большинству обоснованной на данный момент и на некоторый период времени в будущем. Если будет спад в потреблении, то он будет вскоре компенсирован снижением добычи странами ОПЕК. Это уже происходит. Что в итоге? Я предполагаю, что цена на нефть будет ещё некоторое время падать до Нового года из-за проблем с ликвидностью и уходом спекулянтов. Спекулянты практически уйдут с нефтяного рынка. В районе Нового года возможна цена в 40 долларов. Но на мой взгляд это нижний предел. После Нового года пойдёт повышение вместе с решением проблем с ликвидностью и цена стабилизируется на уровне 60-70 долларов. Для России это вполне приемлемо, у нас росли и ЗВР, и Стабфонд при ценах существенно ниже. Далее, в перспективе 5-10 лет будет идти постепенное снижение цен в связи с переходом на новые технологии потребления энергии. А это длительный процесс, все сразу на электромобили не пересядут. Тенденция эта будет иметь место, если какие-то события геополитического масштаба не изменят сильно факторы, влияющие на цену. В конце концов авиация пока на электричество переходить не собирается. Да и танки на биотопливо не переводят.