,846 млрд. — за такую сумму украинские власти готовы выполнить любые требования МВФ. Фокус проанализировал пять наиболее важных из них.
Готовы на все, вернитесь и дайте денег — таков основной лейтмотив заявлений Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, рассчитанных на бюрократов из вашингтонской штаб-квартиры Международного валютного фонда. Еще в начале марта они отправили в МВФ письмо, в котором просили продолжить сотрудничество: вернуть миссию фонда в Украину и предоставить второй транш кредита на $16,5 млрд.
Тогда руководство МВФ возвратило письмо обратно, даже не рассматривая его. Но убедившись, что украинские власти не имеют никакой антикризисной программы и не представляют себе дальнейшей жизни без денег МВФ, фонд выдвинул несколько дополнительных условий. Речь прежде всего идет об увеличении государственных доходов и сокращении расходов, ликвидации льгот и социальных выплат.
Шаг №1
Приватизация
Одно из главных условий продолжения сотрудничества с МВФ — сокращение дефицита госбюджета. Сначала фонд настаивал на том, что с учетом кризиса реальный дефицит госбюджета должен быть сокращен до 1% ВВП, то есть до 50 млрд. грн. Но 11 марта первый замминистра финансов Игорь Уманский заявил, что МВФ согласен на дефицит в размере 3% ВВП. «Однако вопрос не в самом размере дефицита госбюджета, а в определении реальных источников его финансирования», — подчеркнул он.
Среди источников такого финансирования могут быть доходы от приватизации. Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер считает, что для выполнения условий МВФ в этом году правительству достаточно приватизировать один лишь «Укртелеком». «Этого хватит для покрытия бюджетного дефицита, — считает эксперт. — А в будущем году можно поговорить о приватизации в другом режиме».
Впрочем, приватизация в условиях падения цен на активы, вызванного кризисом, крайне невыгодна государству. По данным Фонда госимущества, стартовая цена «Укртелекома» должна составить 3,5 млрд. грн., а максимальная едва ли превысит 7,5 млрд. А потому искать источники наполнения доходной части бюджета, скорее всего, придется в других местах.
Шаг №2
Новые сборы
Наращивать поступления в госбюджет предполагается за счет увеличения акцизных сборов на алкоголь, табак и автомобильное топливо. С помощью этих мер правительство намерено привлечь в госбюджет 2009 года около 9 млрд. грн. 16 марта в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект об акцизах на табачные изделия. В результате принятия документа цены на сигареты могут вырасти на 30-50%. На подходе законопроекты, предусматривающие увеличение акцизов на спиртное, вина и топливо.
По мнению экспертов, повышение акцизов неизбежно приведет к росту цен. «Спиртное занимает порядка 4% в общем индексе потребительских цен; бензин и дизтопливо прямо или косвенно участвуют в формировании себестоимости товаров», — говорит начальник отдела Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.
Впрочем, по его же оценкам, мера может и не сработать. «В прежние годы акцизы обеспечивали всего 5-7% налоговых поступлений в госбюджет», — напоминает г-н Жалило. Кроме того, увеличение акцизов повышает риски роста контрабанды и серого рынка алкоголя.
Шаг №3
Монетизация льгот
Правительству вряд ли удастся избежать выполнения самого неприятного для предвыборного года требования — урезания социалки. Например, МВФ настаивает на повышении расценок на жилищно-коммунальные услуги. В частности, предполагается повысить цены на газ украинской добычи, который используется для нужд населения.
До конца года расценки на газ и отопление для населения вырастут до уровня тарифов для промышленности. А уже с 1 апреля в три раза больше будут платить за электричество те граждане, которые потребляют более 400 кВт в месяц. Также правительство собирается отменить льготы на услуги ЖКХ и транспорта для пенсионеров, ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, заменив их адресной денежной помощью малоимущим.
Правильно это или нет — вопрос дискуссионный. «Бедные семьи должны получать адресную компенсацию, — уверен Александр Пасхавер. — А иначе мы размазываем эти деньги по всему населению, и в результате богатые потребляют больше льгот, чем бедные».
Но Ярослав Жалило не разделят оптимизма коллеги. «В нынешних условиях отмена льгот на оплату коммунальных услуг может привести к снижению уровня проплат, не говоря о росте социальной напряженности», — считает эксперт. Он напоминает, что отмена льгот на проезд в транспорте в России в 2005 году привела к тому, что люди массово вышли с протестами на улицы.
Шаг №4
Пенсионная реформа
Центральная идея реформы — повышение возраста выхода на пенсию на 5 лет (до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин). Эту идею МВФ пропагандирует уже много лет. «Относительно старения населения Украина имеет наихудший демографический профиль в Европе, и это усиливает давление на бюджет», — считает постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер.
Между тем Юлия Тимошенко клянется, что пока она будет на посту премьер-министра, пенсионный возраст останется неизменным. «Пенсионный возраст в Украине повышаться не будет», — вторит ей председатель Пенсионного фонда Алексей Зарудный. По его мнению, более актуальным является вопрос сокращения разрыва между минимальными и максимальными пенсиями.
Такая мера тоже предусмотрена: правительство намерено кардинально сократить спецпенсии, которые в 2008 году получали более 1 млн. человек. И если изначально в бюджете-2009 максимальный размер пенсий был ограничен уровнем 9 тыс. грн., то сейчас Юлия Тимошенко обещает снизить планку до 6 тыс.
Кроме того, правительство намерено заставить платить пенсионные взносы украинских гастарбайтеров, перечисляющих деньги на родину. По словам первого вице-премьера Александра Турчинова, Кабмин знает, каким образом стимулировать наших граждан, работающих за границей, получать пенсии в Украине.
Но эксперты отмечают, что от увеличения пенсионного возраста не уйти, поскольку доля неработающего по возрасту населения растет. "Но это увеличение может проходить постепенно, например, в течение 20 лет, — говорит Александр Пасхавер.
Шаг №5
Автономия для Нацбанка
В обмен на продолжение кредитной программы МВФ Кабмин должен отказаться от права контроля над действиями Нацбанка. В Фонде настаивают на том, что правительство, в частности, не должно вмешиваться в процесс рефинансирования банков, а также не может обязывать НБУ выкупать облигации внутреннего госзайма для финансирования бюджетного дефицита.
Выполнение этих мер должно быть обеспечено до конца апреля. МВФ также настаивает на реформе структуры управления Нацбанка и выступает за реформирование Совета НБУ. „Они предлагают структуру наподобие тех, которые существуют в Центробанке Польши, Словакии и других стран“, — объяснил Фокусу зампредседателя Нацбанка Александр Савченко. В частности, Совет НБУ должен стать менее политическим и более техническим органом.
Учитывая нестабильность украинской банковской системы, МВФ настаивает на принятии до конца июля нового закона о неплатежеспособности банков. Чтобы повысить прозрачность, уже в конце сентября Нацбанк обеспечит открытый доступ к информации о доходах и расходах банков, уровне капитализации, качестве активов в национальной и иностранной валютах.
Имидж — все
Возникает вопрос: стоит ли правительству идти на все эти драконовские меры в обмен на $1,846 млрд.? Ведь сейчас Нацбанк располагает примерно $25 млрд. золотовалютных резервов. Этих денег вполне достаточно, чтобы удовлетворить имеющийся спрос на валюту: ежедневно до конца марта НБУ может продавать по $140 млн.
„Если Украина не получит кредит МВФ, золотовалютные резервы государства сократятся вдвое. Но фатальности в этом нет, — признает Виктор Ющенко. — Плохо, что будет тенденция к сокращению активов, на которые обращает внимание бизнес“. Именно вопрос имиджа страны и толкает Кабмин на выполнение требований МВФ.
„Сейчас каждый доллар на счету, но вопрос все же не в самих деньгах, — говорит Александр Пасхавер, — дело в статусе страны. Для многих международных организаций, государств и частных инвесторов наличие кредита МВФ означает, что мы являемся приличным обществом. И это очень позитивно для коррупционной страны“.
Впрочем, спешка с выполнениями условий Фонда может сослужить дурную службу Украине. „Есть риск, что, пытаясь добиться благосклонности МВФ и получить кредит, власти в пожарном режиме попытаются осуществить системные реформы. В этом заключен главный риск“, — резюмирует Ярослав Жалило.