Депутаты Госдумы на пленарном в пятницу заседании одобрили в первом чтении проект поправок в федеральный бюджет 2016 года. Документ, в частности, предусматривает увеличение дефицита бюджета страны, рост государственных расходов и снижение доходов.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, сложная экономическая ситуация и непростое исполнение бюджета в 2015 году привели правительство к решению отказаться от уточнения параметров бюджета в весеннюю сессию Госдумы, а внести поправки один раз — в осеннюю сессию.
Нефтяные шоки
Складывающиеся в 2016 году внешнеэкономические условия оказались существенно хуже предполагаемых базовым вариантом прогноза социально-экономического развития РФ, который и положен в основу федерального бюджета на 2016 год, отмечается в пояснительной записке.
Так, в начале года российская экономика пережила очередной шок: цены на нефть марки Urals в январе опускались до $25 за баррель (минимум с 2004 года). В течение года стоимость нефти постепенно восстановилась с минимальных значений первого квартала, однако осталась на низком уровне — примерно $40 за баррель.
«По состоянию на 1 сентября 2016 года средняя цена на нефть марки Urals составила $39,2 за баррель, что существенно ниже цены, заложенной в базовый сценарий экономического развития ($50 за баррель в среднем за 2016 год). В этих условиях бюджетная политика в 2016 году направлена на нейтрализацию последствий для экономики очередного шока со стороны внешнеэкономической конъюнктуры. Принимаемые меры в течение текущего года заключались в основном в точечной поддержке приоритетных отраслей и смягчении барьеров для перемещения факторов производства», — говорится в документе.
Расходы растут, а доходы — падают
Доходы федерального бюджета в 2016 году с учетом поправок составят около 13,4 трлн рублей против ранее утвержденных 13,738 трлн рублей. При этом расходы увеличатся на 304,3 млрд рублей — до 16,4 трлн рублей.
Как следует из пояснительной записки, на фоне ухудшения макроэкономической ситуации по сравнению с прогнозируемой и, соответственно, снижения доходов федерального бюджета при ограниченных возможностях по финансированию дефицита важной задачей было осуществить эффективный маневр в расходах.
Маневр предполагает исполнение расходных обязательств, выросших по сравнению с утвержденными первоначально параметрами, с одновременным принятием комплекса мер, направленных на оптимизацию расходов в 2016 году. В числе таких мер — сокращение до 10% от общего объема по отдельным направлениям расходов. Кроме того, одобрены «тактические меры» по сокращению дефицита бюджета и утверждена дорожная карта по снижению дебиторской задолженности по расходам бюджета.
Одновременно в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета был осуществлен комплекс мер по мобилизации доходов, включающий решения о приватизации госактивов, установление нормы по выплате дивидендов компаниями с государственным участием в размере не менее 50% от чистой прибыли и повышение акцизов на нефтепродукты.
«Жить в долг»
Проект поправок предполагает и увеличение дефицита федерального бюджета 2016 года с 2,3 трлн до более чем 3 трлн рублей, что составляет 3,7% ВВП.
Ранее глава правительства РФ Дмитрий Медведев говорил, что дефицит бюджета, несмотря на рост, остается на приемлемом уровне. Увеличение дефицита Медведев объяснял в первую очередь тем, что цена на нефть оказалась существенно ниже той, которая закладывалась в бюджет изначально, в результате чего доходы государства в 2016 году сократились по сравнению с запланированным показателем.
Вместе с тем Медведев подчеркивал, что Россия не может позволить себе «постоянно жить в долг».
Таким образом, основная задача Минфина к 2020 году — выйти на практически бездефицитный бюджет, снижая его каждый год минимум на 1 процентный пункт. В проекте бюджета на 2017-2019 годы Минфин заложил следующие показатели дефицита: 3,2% ВВП в 2017 году, 2,2% ВВП — в 2018 году и 1,2% ВВП — в 2019 году.
Брать взаймы все равно придется
В поправках к бюджету 2016 года также предусмотрена возможность дозанять на внутреннем рынке еще 200 млрд рублей. Так, министр финансов РФ Антон Силуанов назвал вполне реалистичным план по увеличению объема внутренних займов с 300 млрд до 500 млрд рублей. Поводами для позитивной оценки стали, по словам министра, хороший спрос на российские бумаги со стороны инвесторов, а также намерение выпустить до конца текущего года облигации федерального займа (ОФЗ) для населения, что в том числе поможет привлечь дополнительные средства в бюджет страны.
Проект бюджета на 2017-2019 годы предполагает увеличение объема внутренних займов уже до 1 тлрн рублей в год.
Что касается внешних займов, то, по мнению Силуанова, России нужно действовать аккуратно, так как в условиях санкций западные власти вставляют инвесторам «палки в колеса». В «Основных направлениях бюджетной политики на 2017-2019 годы» Минфин прогнозирует ужесточение условий внешних заимствований для России.
Резервы заканчиваются
По прогнозам главы Минфина, средства Резервного фонда на конец 2016 года составят 1,1 трлн рублей, Фонда национального благосостояния (ФНБ) — 4,7 трлн рублей.
«Остаток средств фондов в текущем году составит: Резервный фонд — 1,1 трлн рублей на конец года, ФНБ — 4,7 трлн рублей, из которых 1,6 трлн рублей уже вложены в активы и проекты. То есть 3,1 трлн рублей — это наш остаток резерва, который может быть использован для финансирования расходов», — уточнил Силуанов.
Вместе с тем в проекте бюджета на 2017-2019 годы Минфин указал, что Резервный фонд будет полностью исчерпан в 2017 году.
По словам замминистра финансов РФ Алексея Лаврова, средств суверенных фондов пока хватает на трехлетний период, если относиться к этому очень консервативно и ограничивать дефицит бюджета.
За сентябрь 2016 года Резервный фонд снизился на 2,5% — до 2,037 трлн рублей, ФНБ — на 2,16%, до 4,617 трлн рублей. При этом в сентябре Минфин не перечислял средства из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета, как делал в апреле, мае и августе. Таким образом, на покрытие дефицита в 2016 году из Резервного фонда было выделено 1,17 трлн рублей.
Как следует из пояснительной записки к поправкам в бюджет 2016 года, наличие этих фондов предоставило дополнительное время для выработки наиболее эффективного плана приведения уровня и структуры расходных обязательств бюджета в соответствие со складывающимися на более низком уровне бюджетными возможностями.
«В то же время быстрое исчерпание средств суверенных фондов в совокупности с ожидаемым сохранением неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры продолжительное время делает остро необходимой дальнейшую проработку мер по обеспечению бюджетной консолидации и достижению целевых параметров дефицита федерального бюджета», — говорится в документе.
Инфляционный рекорд
Показатель инфляции в 2016 году в проекте поправок снижен до 5,8% с 6,4%. При этом глава Минфина подчеркнул, что ожидает даже более низкой инфляции по итогам года.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что инфляция на уровне 5,8% станет самой низкой в новейшей истории отечественной экономики, снизившись с 12,9% в годовом выражении с конца 2015 года.
«Быстрая дезинфляция обеспечивается за счет проведения умеренно-жесткой денежно-кредитной политики и сохранения антиинфляционного крена в бюджетной политике. Это позволило не допустить развитие индексационно-инфляционной спирали и способствует снижению и стабилизации на низком уровне инфляционных ожиданий», — заключает Минфин.