Главная » Банки » Доллары: спрячь, а лучше сожги!

Доллары: спрячь, а лучше сожги!

Фраза из кинофильма «Гостья из будущего» приходит на ум, когда подходишь к пунктам обмена валюты. Предыдущая неделя ознаменовалась не столько завершением предвыборной кампании в Киеве, сколько очередными пертурбациями на валютном рынке. Причем в этот раз – под официальным «прикрытием» Нацбанка.

В прошлый понедельник тамошнее руководство дало понять, что, дескать, с четверга будет снижен официальный курс доллара. Более трех лет «зеленый» твердо держался на уровне 5,05 гривны, и вот 22 мая его «обвалили» до 4,85. Объяснений такого шага мы услышали великое множество. Но главное – уже традиционное, прозвучало из недр правительства. Мол, укрепление гривны – это не что иное, как еще одно «антиинфляционное мероприятие».

Напомним, что немного ранее Премьер-министр Юлия Тимошенко и представители фракции БЮТ во весь голос сетовали на нежелание коллег из коалиции рассматривать пакет антиинфляционных законопроектов, подготовленных Кабинетом Министров. Неплохой ход и, следует отметить, БЮТ прибегает к нему не впервые. Как только эту почтенную фракцию начинают за что-то критиковать (к примеру, за блокирование парламентской трибуны во время анонсируемого выступления Президента), бютовцы тут же делают «большие глаза» и заявляют — мы же за сотрудничество, так нам не дают…

На самом же деле об антиинфляционном пакете ранее никто из пропремьерской фракции не говорил. Борьба шла исключительно за смещение Валентины Семенюк-Самсоненко с должности председателя Фонда госимущества и, разумеется, назначение на ее место Андрея Портнова. Но для избирателей кадровые вопросы всегда звучат менее убедительно. Другое дело — «антиинфляционные проекты». Красиво…

Нынешнее решение с курсом доллара, похоже, также попытались прикрыть борьбой с инфляцией. Вполне возможно, что определенный процент граждан и поверил в то, что если он сдаст заработанную где-то на стороне сотку «баксов» не за 500 гривен, а за 450, то продукты в магазинах хоть немного подешевеют. Но это вряд ли.

Еще один уже традиционно пикантный момент – отношение к снижению курса со стороны президентского Секретариата. Скажем, заместитель главы этой структуры Александр Шлапак назвал изменение курса неправильным шагом. «Нужно было поддерживать валютный коридор, который был обещан в Основных принципах денежно-кредитной политики, принятых в прошлом году, – считает он. – Надо было выкупать излишки валюты и тем самым обеспечить валютный канал поступления гривны в экономику».

По мнению Шлапака, теоретически (!!!) ревальвация гривны может привести к положительным результатам, но на практике он в этом не уверен. Звучит весьма оптимистично, ничего не скажешь… К тому же Александр Шлапак убедительно советует массово не сдавать доллары тем, у кого они есть. Мол, уже к концу года «ситуация довольно существенно изменится». Также довольно любопытно. Поневоле возникает вопрос: а не намерен ли кто-то заработать на начавшемся нынче колебании курса солидные деньги? Боже упаси, мы никого не хотим обвинить, но давайте вспомним, что именно такая практика приветствовалась в Украине в середине 90-х. А ее отголоски были заметны и три года назад, когда при первом правительстве Юлии Тимошенко доллар также резко упал вниз – с 5,30 до 5,05. По утверждению экспертов, за минувшую неделю украинские граждане потеряли около шести миллиардов гривен. Соответственно, эта сумма у кого-то осела…

Правда, ряд экспертов нынче доказывают, что сравнивать ситуацию трехлетней давности с нынешней – некорректно. По словам руководителя группы советников главы Нацбанка Валерия Литвицкого, «в отличие от 2005-го года, НБУ не усилил официальный курс, а привел его в соответствие с тем, который образовался на рынке». Ну, допустим. Однако даже при этом Литвицкий, как и Шлапак, говорит о том, что нынешняя гибкость курса – это отнюдь не антиинфляционная панацея.

О том, что для сдерживания инфляции Украине, прежде всего, нужны мероприятия, не относящиеся к денежно-кредитной политике, высказались на днях и представители Международного рейтингового агентства Standard&Poor’s. Хотя они и не исключают, что либерализация режима обменного курса также может способствовать в этой борьбе.

Так что же получается? В то, что от усиления курса гривны инфляция прекратится, верят только в Кабинете Министров? В таком случае странно, что НБУ фактически пошел на поводу у правительства. Поскольку в то, что без призывов Кабмина курс гривны стали бы «приводить в соответствие с тем, который образовался на рынке» именно теперь, что-то верится с трудом. Если бы дело было только в «приведении в соответствие», этот шаг был бы сделан еще полтора-два месяца назад, а то и раньше.

Все это тем более странно, что председатель Нацбанка Владимир Стельмах (человек, вне всяких сомнений достойный и профессионал своего дела), в основном, придерживался тех же позиций, что и Президент Виктор Ющенко. Еще со времен их совместной работы в Нацбанке, когда Виктор Андреевич был главным банкиром страны, а Владимир Семенович – его заместителем.

То, что на Нацбанк оказывают давление, подтверждает тот факт, что Совет НБУ наложил вето на решение правления об изменении официального курса гривны с тем, чтобы вернуть курс доллара на прежние позиции. По словам члена Совета НБУ Василия Горбаля, воздержался сам Владимир Стельмах. Примечательно, что и правительство, и Банковая открещиваются от того, что имеют какое-то отношение к НБУ, чем только усиливают подозрения по поводу того, что дело по ревальвации гривны без вмешательства политиков не обошлось.

Позже председатель Совета Нацбанка Петр Порошенко заявил, что по состоянию на сегодня действительным остается курс 5,05 гривны за доллар. И он может быть изменен решением правления НБУ лишь в рамках действующего валютного коридора – 4,95 — 5,25. Или же в случае, если правление Нацбанка преодолеет право вето двумя третями голосов. Что и случилось чуть позже — сторонники ревальвации гривны сумели отстоять свои позиции, сохранив курс в 4,85. Владимир Стельмах заявил об отсутствии полномочий у совета НБУ давать рекомендации правлению банка по установлению официального курса гривны. В ответ депутаты вызвали его в пятницу для отчета в парламент.

Однако оставим возможные политические подоплеки. Попытаемся вернуться исключительно к экономической сущности. Снижение курса доллара, кроме всего прочего, негативно влияет на украинских экспортеров. Особенно остро эта проблема может встать именно теперь, когда после вступления нашей страны в ВТО, в условиях открытого импорта отечественные производители рискуют стать неконкурентоспособными не только на внешних, но и на внутренних рынках. Таким образом, фактически создается угроза национальной экономической безопасности Украины. Кроме прочего, сразу же поползли слухи о том, что подорожает недвижимость, как это произошло в 2005 году. В итоге – что тогда, что сейчас многие украинские граждане лишаются возможности иметь собственное жилье. Добавьте к этому тот момент, что многие банки прекратили выдавать ипотечные кредиты и очень ужесточили условия кредитования.

Из всего этого следует, как минимум, два вывода. Первый: в ближайшее время предсказать дальнейшую судьбу доллара, по всей вероятности, не рискнет ни один независимый эксперт. Те, кто знают реальную задачу нынешней катавасии (а возможно, даже являются ее участниками) – не в счет! И второй: как это ни грустно, но в политическую борьбу, похоже, вольно или невольно начинает втягиваться Нацбанк. Структура, которая чуть ли не единственная при любых правительствах оставалась «над схваткой». Если это действительно так, то Украине не позавидуешь…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...