Как легко может пережить мировой кризис экономика семнадцатилетнего государства? Станут глобальные изменения концом всех начинаний или началом нового витка развития? Козьма Прутков вопрошал: «Где начало того конца, которым кончается начало?» Что хорошего принесет кризис стране в целом и ее экономике в частности?
Банковская система: Лучше меньше, да лучше
Чего в Украине достаточно – так это партий и банков. Ныне в стране действуют 174 банка. В условиях финансового кризиса, во многом искусственно создаваемой паники (вспомните «Проминвестбанк»), проблем с возвратом внешних кредитов количество банков – в среднесрочной перспективе уж наверняка – будет сокращаться. Украине нужно не огромное количество банков, а их консолидация. Идеальный вариант для страны, по мнению многих экспертов, – 30-40 банков, которые были бы крупнее, стабильнее и надежнее.
Банковская система переживает не только финансовый кризис, но и кризис доверия: никто никому ни под какие проценты не хочет давать в долг. Если еще летом банки ворочали носом и капризничали «а где бы найти проценты и условия получше», то сейчас уже просто взять кредит на межбанке считается неимоверной удачей.
Станет туго и с другими кредитами – потребительскими. Населению придется жить «по средствам», а не в долг. Бум потребительского кредитования несколько напрасно считали признаком улучшения народного благосостояния. Теперь же хоть кредитные портфели банков и уменьшатся (а вернее – уже уменьшились), они станут более качественными. Да и ужесточенные условия получения кредита существенно снизят долю невозвратов. Таким образом, для банков кризис – нечто вроде очищения. Помните, как говорил Шарик в "Простоквашино": „Старая шерсть клочьями отпадает, зато новая растет густая и шелковистая“. Вот и украинская банковская система имеет реальный шанс избавиться от лишних игроков на рынке и начать новый этап развития только с абсолютно здоровыми элементами.
Экономика: Не было бы счастья…
Экономика развивается циклами. Поэтому в кризисе – а тем более мировом, когда плохо не только нам, но и всем, — нет ничего категорически плохого. Для каждой отрасли сейчас наступает шанс начать качественный виток развития.
Металлурги во время спада потребления должны все усилия направить на модернизацию своего производства. Украинская промышленность – одна из самых энергоемких в мире. Остановка и реконструкция предприятий поможет им избежать убытков в будущем, сэкономить на потреблении энергоресурсов и снизить себестоимость производимой продукции. Таким образом, украинская металлургия станет более конкурентоспособной на внешнем рынке. Возможная переориентация на рынок внутренний, о которой говорят и владельцы заводов, и государственные чиновники, позволит поднять другие отрасли экономики, например, машиностроение.
Из-за проблем с кредитованием населения внутри страны проблемы могут быть у автостроителей и производителей сельскохозяйственной техники. Чем не повод для предприятий выйти на внешние рынки? Пусть кризис глобальный, но от этого меньше есть люди не станут, и продукты питания будут оставаться востребованными. А вспахивать землю, сеять зерно и собирать урожай за последнее столетие привыкли не руками, а машинами.
Как раз пора начинать жалеть о непринятых вовремя необходимых разрешениях на экспорт украинского зерна. Из-за отсутствия условий хранения и слабой пропускной способности украинских портов около 20 миллионов тонн зерна может просто испортиться или быть продано по явно заниженным ценам. Чему должен научить кризис – так это смотреть в будущее на несколько шагов вперед. Передача государственных элеваторов в частную собственность, разумные условия работы с иностранными инвесторами – и звание житницы Европы Украина сохранит и при кризисе.
Строители во всем мире сейчас переживают не самые сладкие времена. И в Украине строительные компании вынуждены замораживать свои проекты. На рынке жилья наблюдается снижение потребительского спроса. Но теперь появляется шанс для уравновешивания понятий "цена-качество": на рынке остались не спекулянты, а реальные покупатели. Возможно, именно благодаря кризису квартиру в том же Киеве можно будет купить за зарплату, которую человек сможет получить не за 30-50 лет работы, а за 10 лет, как во всем остальном мире. Ведь сейчас в столице более выгодно снимать квартиру, чем приобретать свою собственную.
Население: На ошибках учатся
История роста и падения гривны научила многому. Вклады теперь будут делать в разной валюте и в нескольких банках. Кредиты станут брать меньше и сто раз подумают, прежде чем ввязаться в долговую кабалу. Станут следить за кредитной историей, чтобы, получив долгожданный кредит раз, в случае необходимости иметь возможность получить его снова.
Несколько неоднозначна ситуация для народа на рынке труда. С одной стороны, предприятия оптимизируют свою деятельность, уволив определенный процент сотрудников, которые не приносят необходимую прибыль или работа которых не является столь необходимой для функционирования компании. С другой – в связи с сокращением объемов производства без работы могут оказаться тысячи простых рабочих, которым до кризиса вообще-то нет никакого дела.
Для государства в целом массовые увольнения и ликвидация их последствий должны стать не еще одним поводом для популизма, как это произошло с наводнением в Закарпатье, а огромным стимулом для разработки социальных программ поддержки. Переквалификация рабочих, удержание на плаву предприятий, разумная поддержка (а не просто, к примеру, снижение цен на газ) – еще один пункт обязательной программы, которую надо выполнить руководству страны.
Наука: Шанс для интеллектуалов
Вы когда-нибудь обращали внимание на фамилии разработчиков, которые указаны в списке к любому программному обеспечению? Об экспансии индийских IT-специалистов уже как-то даже и неприлично вспоминать. В связи с мировым финансовым кризисом хорошие шансы появляются и у украинских программистов. Идею создать украинский центр высоких технологий – отечественную Силиконовую долину — когда-то высказывали и премьер, и президент, но инициатива заглохла. Дело ограничилось лишь закладкой памятного знака в Винницкой области. Теперь же нашим технарям и карты в руки.
Настоящую Силиконовую долину захлестывает волна увольнений. Motorola, Dell и Google, MySpace и eBay мотивируют сокращения реструктуризацией – чтобы не произносить вслух страшное слово „кризис“. Hewlett-Packard в течении ближайших трех лет планирует сократить 7,5 процентов служащих. Но, тем не менее, человечество уже привыкло ко всем благам цивилизации. А значит, если силиконовая долина исчезнет в одном месте, она должна будет появиться в другом. Средняя зарплата в Долине – в два раза выше, чем в Штатах. В условиях кризиса переплачивать даже высокопрофессиональным рабочим компании просто не могут себе позволить. Час работы украинского программиста – на порядок ниже по стоимости, чем американского. А значит мировым технолидерам дешевле сотрудничать с компаниями, которые находятся в Украине. Многие так делают уже сейчас: киевские, днепропетровские, харьковские программисты трудятся во благо „братских“ американского или французского народов.
Остается один нюанс – вечное объяснение недостаточного количества инвестиций в Украину – политическая составляющая, стабильность. Но для аутсорсинговых компаний это не должно быть столь критически важным элементом, чтобы отказываться от дешевой рабочей силы, которая своим умственным трудом будет приносить доход иностранным компаниям. Так что появление отечественной „силиконовой долины“ не кажется чем-то фантастическим.
Политика: Экзамен на адекватность
Ну и как мы можем не упомянуть о нашей политике… Украинская политика и экономика – две сестры, которых разделить не удается уже второе десятилетие. Политическая ситуация в стране – излюбленное объяснение всех аналитиков, которое используют абсолютно во всех ситуациях: плохо, нормально, хорошо – вина или заслуга Банковой и Грушевского. А тут еще и выборы…
Времена кризиса – своеобразный экзамен для руководства страны на профпригодность. Нужно одновременно проявить чудеса кризисного менеджмента, следить за избирательной кампанией, сохранить остатки рейтинга. Основные политические игроки начали вести себя по разным сценариям. Тимошенко заявляет, что пришло время для непопулярных решений. Пока что на ум приходит лишь инициатива премьера относительно лишения депутатов всех льгот. Насколько это решение „непопулярно“ и как оно повлияет на рейтинг Юлии Владимировны, думается, пиар-технологи уже давно просчитали. Виктор Федорович как обычно отмолчался: то ли переложил всю ответственность на „рупор“ партии регионов Николая Азарова, то ли побоялся вызвать на себя журналистский огонь оговорками, то ли решил не нагнетать обстановку. Хотя полностью затаиться в тишине не получилось: заявления Януковича о полной остановке Мариупольского металлургического комбината имени Ильича были опровергнуты. Как говорится, иногда лучше жевать… Президент впечатлил своими экономическими познаниями, продемонстрированными в эфире „Интера“. Загвоздка только одна: когда же мы увидим переход от умных слов к реальным делам?
Кризис финансовый в идеале должен стать тем переломным моментом, когда станет абсолютно ясно, может ли нынешнее руководство эффективно управлять страной. Или же власть имущие профессионалы только на словах… Если в стране начнется еще один кризис – социальный, абсолютное недоверие к власти и тяга к очередному перевороту, то на семнадцати годах независимости можно будет поставить крест. Все придется начинать как в 91-м.
В завершение еще раз отметим, что любой кризис – это толчок к новым начинаниям и возможность обновления во всех сферах жизни. Конец – это всего лишь начало чего-то нового.