Нацбанк не допустит удешевления гривни ниже 7,40 грн. Об этом заявил руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий. При этом он признал, что у главного банка страны израсходованы все резервы, которые НБУ накопил в те времена, когда доллар был дешевым, и население в панике от него избавлялось. А это ни много ни мало — более ,5 млрд, выкупленных по курсу 5,05 грн. и ниже. Теперь эти доллары Нацбанк продал по новой цене: в октябре $4,115 млрд по 5,60—6,60 грн./$ и в ноябре $3,399 млрд по $6,80—7,50 грн./$, заработав на этом порядка 20 млрд грн. Все это время политика НБУ была непредсказуемой: он то выходил, то не выходил на межбанковский рынок, вводил, затем отменял 3% маржу при продаже налички. Рынок лихорадило, валюта то появлялась, то исчезала — население в спешке скупало дорожающие доллары и евро. Сейчас валюта в продаже есть, но по заоблачным ценам — 7,45—7,70 грн. и берут ее мало, надеясь, что курс вскоре пойдет вниз. Но каким он будет на самом деле — не берутся точно предсказывать даже эксперты, ссылаясь на отсутствие четкой стратегии Нацбанка.
Говоря о дальнейшем поведении доллара по отношению к гривне, эксперты прогнозируют стабилизацию курса. «Межбанковский рынок насыщен долларами, курсы предложения и спроса стабилизировались в пределах 7,37—7,38 грн./$. Думаю, что НБУ не будет выходить на межбанк 1—2 недели, а потом, убедившись, что курс стабилен, начнет проводить валютные аукционы, чтобы поддержать его», — говорит эксперт МЦПИ Александр Жолудь. Зампредседателя правления банка «Финансы и кредит» Игорь Львов считает, что поведение бакса в дальнейшем прогнозировать сложно: «В банках постепенно начинает ощущаться дефицит гривни, но что будет с долларом по-прежнему неясно. Возможно, кто-то хочет, подняв курс до 7,40 грн./$ и зафиксировав его, ударить по импортерам».
Говоря о странной политике НБУ и позиции невмешательства правительства, приводящей к усугублению финкризиса в Украине и дальнейшей девальвации, эксперты умалчивают о первопричинах. Но один из экономистов, приближенных к высоким политическим кругам, рассказал «Сегодня» на условиях анонимности, что на вопрос: «Кому это может быть выгодно?» некоторые политики неофициально признаются — нужны деньги на предстоящие выборы. Украинская экономика, в частности олигархия, не может ежегодно «тянуть» огромные расходы по перевыборам. Поэтому не исключена ситуация, что в ходе искусственного роста и падения гривни в карманах некоторых людей на очень высоких постах может осесть как минимум 4 млрд. грн. Помогает высокий курс и экспортерам (в чем есть заинтересованность со стороны властей, стабилизация ситуации позволит им делать отчисления в бюджет). По словам Жолудя, курс в 7,40 грн./$ уже делает украинский металл более конкурентоспособным на мировом рынке. Он же бьет по импортерам (из-за высокого курса бакса, их продукция в гривне дорожает и сбывать ее становится сложнее). Уже сейчас появилась информация, что после укрепления бакса отечественный экспорт несколько увеличился, а вот импорт уменьшился, то есть мы стали больше вывозить, и меньше завозить, что способствует стабилизации экономики в целом.
На вопрос, почему НБУ хочет удержать бакс на уровне 7,40 эксперты ответить затрудняются, но не исключают, что сделано это было по рекомендации МВФ. Тем более несколько недель назад появилась информация о том, что условием выдачи Украине кредита в $ 16,5 млрд. стало удержание курса зеленного на этом уровне.
КРЕДИТЫ ИЗ ДОЛЛАРОВ В ГРИВНИ
Регионал Вячеслав Лукьянов внес вчера проект постановления ВР, в которой Нацбанку предлагается рассмотреть возможность перевода банками валютных кредитов в гривневые по курсу НБУ на момент заключения договора. При этом процент по кредитам остается прежним. Если Нацбанк согласится (хотя неясен механизм принуждения комбанков со стороны НБУ), это значит: должникам не придется переплачивать из-за того, что курс доллара вырос в 1,5 раза.
БАНКИРЫ СПЕШНО ВЫВОДЯТ ВАЛЮТУ ЗАРУБЕЖ
Экс-министр экономики, а ныне нардеп от БЮТ Сергей Терехин возмущен длительным бездействием НБУ в условиях девальвации гривни, что может привести к резкой инфляции в 2009-м: «Совершенно неуклюже Нацбанк воспринял рекомендации МВФ о том, чтобы курс устанавливался на основе спроса и предложения рынка. Нигде в мире не существует неконтролируемых систем валютного образования. Всегда центральные банки договаривались о „маяках“ удержания курса с правительством. Для этого и создаются валютные резервы ЦБ. По рекомендации МВФ, НБУ не должен понижать свои золотовалютные резервы ниже $26,7 млрд. Иначе говоря, для стабилизации курса Нацбанк может использовать порядка $5,5 млрд (сейчас золотовалютный запас НБУ составляет $32,7 млрд). Этой суммы было бы достаточно для того, чтобы удержать курс на отметке 6,00 грн. и даже ниже. Но НБУ не выступал с интервенциями для стабилизации курса, вместо этого он рефинансировал коммерческие банки на 40 млрд грн. Последние же закупают валюту, выводят за границу и досрочно погашают обязательства перед западными кредиторами, ведь банкиры боятся, что в 2009-м придется покупать валюту по большей цене. Как результат, через 2-3 месяца оставшиеся в Украине 40 млрд. грн. пойдут на потребительский рынок. Огромный прирост денежной массы станет толчком для непрогнозируемого роста инфляции в 2009-м (по прогнозам МВФ и украинских экспертов рост инфляции составит 17%) ».