Украинской банковской системе не грозит дефолт по внешним обязательствам. Гораздо больше банкиров волнует проблема массовых неплатежей заемщиков по валютным кредитам. Если в начале марта курс действительно подскочит до 9,5-10 грн./$, большинство банков не доживут до последнего весеннего месяца.
В этом году перед украинскими банками «во весь рост» стоят две проблемы:
— невозвращение кредитов населением и обанкротившимися компаниями,
— трудности с возвратом иностранных займов самими финучреждениями из-за понижения курса гривны.
В таких условиях, считают игроки рынка, в 2009 году крупным и большинству средних банков придется забыть о прибыли. Без крупных потерь переживут финансовый кризис только часть средних и небольшие банки, которые вели осторожную кредитную политику. «У нас нет проблем, которые создали себе большие банки, всех клиентов мы знаем, — сообщает интернет-газете „СЕЙЧАС“ Алексей Савченко, председатель правления „Партнер-банка“. — С некоторыми пролонгируем кредиты, переоцениваем залоговое имущество, увеличиваем объем залогов».
Между тем, полностью избежать проблем с выплатой кредитов им все-таки не удалось, признается банкир. «Банк не заинтересован отбирать имущество, которое было куплено за счет кредитных средств, потому что это — не его профильная деятельность. Это неприятная часть нашей работы, но иногда мы ее делаем в соответствии с действующим законодательством Украины», — отмечает Савченко.
Кому страшен внешний долг
«Всего в 2009 году отечественные банки должны выплатить около $4 млрд. по своим еврооблигациям и синдицированным кредитам, что составляет порядка 29% всех внешних выплат государственного и корпоративного секторов в этом году», — рассказывает интернет-газете «СЕЙЧАС» Дарья Терещук, аналитик инвестиционной группы «АРТ-КАПИТАЛ».
Лидером по размеру выплат является «Альфа-Банк» (Украина) — ему в 2009 году нужно погасить три выпуска еврооблигаций на сумму $695 млн., а также выплатить три синдиката на $86,7 млн. «Далее следует государственный „Укрэксимбанк“ — 595 млн., который, не имея поддержки со стороны иностранных материнских структур, не сможет получить доллар извне и вынужден будет покупать его за гривны, — поясняет специалист. — При нынешнем обменном курсе сумма выплат для него увеличится в полтора раза, и не исключено, что он в этом случае обратится за помощью к государству».
Для банков, располагающих материнской поддержкой, проблема выглядит не так остро, поскольку, скорее всего, они получат доступ к рефинансированию своих долгов в инвалюте, хотя и здесь возможны неприятные сюрпризы, не исключает Терещук.
Кроме публичного долга в $4 млрд., существуют еще скрытые долговые обязательства. По оценкам аналитиков, украинские банки в 2009 году должны погасить кредитов на сумму $16-17 млрд.
«Свои иностранные долги банкиры погасят без проблем», — уверен Виктор Лисицкий, экс-руководитель группы советников НБУ, член совета предпринимателей при КМУ. Его оптимизм строится на мнениях самих банкиров и том факте, что большинство иностранных «мам» поддержат своих украинских «дочек». Они слишком много заплатили за вход в Украину, чтобы в одночасье их бросить, считает Лисицкий.
Критический порог невозвратов
Если со второй проблемой большинство банков разберутся самостоятельно, то невозврат кредитов населением и обанкротившимися компаниями может обернуться проблемой не только для заемщика, но и для банка.
По данным НБУ, в совокупном объеме предоставленных отечественными банками кредитов на 1 января 2009 года доля просроченных составляла 2,27%. Европейское рейтинговое агентство S&P озвучило другую цифру — на уровне 20%. «Я думаю, сегодня невозвраты или сомнительные кредиты составляют около 10% от всех кредитов, и в текущем году этот показатель будет только увеличиваться», — прогнозирует интернет-газете «СЕЙЧАС» генеральный директор «Кредит Колекшн Групп» Гжегож Копаниаж.
Критическим для банков с украинским капиталом является 30%-й уровень невозвратов, для «иностранцев» — 40%, поясняет специалист. И добавляет: превышение этого показателя ставит под вопрос рентабельность содержания точек продаж и филиалов, а в конечном итоге — бизнеса в целом.
Кому нужен проблемный заемщик?
Зоной повышенного риска являются валютные кредиты в сфере автокредитования и ипотеки. Потеря работы и обесценивание национальной валюты практически не оставляют гражданам шансов погашать взятые на себя обязательства. Сегодня на сайтах многих банков можно увидеть разделы со списками выставленного на продажу залогового имущества. Но и это не спасает. В условиях падения доходов население не в состоянии покупать оцененное банками (еще по докризисным ценам) имущество. Как результат — банкиры лишаются притока живых денег. Это вынуждает их идти на уступки, искать варианты выхода из создавшейся ситуации, утверждает Лисицкий. «Один из банков предложил такой выход: 1/3 кредита берет на себя государство, 1/3 выплачивает заемщик, оставшуюся 1/3 — банк, — рассказывает он. — Если у государства нет денег на свою долю, оно покрывает ее выпуском государственных ценных бумаг. Потом их выкупает либо банк, либо платежеспособное физлицо».
В Ассоциации украинских банков и вовсе решили, что Кабмин в состоянии полностью выкупать проблемные кредиты. «Правительство может отобрать заемщиков, взявших валютные кредиты под собственные квартиры, просчитать их годовую задолженность и выкупить их у банков. Это будут относительно небольшие средства, но это будет реальная помощь и заемщикам, и банкам», — считает президент АУБ Александр Сугоняко.
Нацбанк спешит на помощь
В ведомстве Владимира Стельмаха свое видение проблемы. «НБУ для удовлетворения потребностей клиентов банков — физических лиц, вводит целевые валютные аукционы», — говорится в сообщении регулятора.
Идея такова: коммерческий банк обратится к НБУ с предложением о том, какие средства и в каком объеме ему нужны для выполнения соглашения между банком и заемщиком. Составляется реестр клиентов, в котором указывается Ф.И.О. гражданина, с которым заключен кредитный договор, номер договора, сумму неуплаченных процентов по кредиту и общую сумму невыплаты по кредитному договору. Валюта будет продаваться банку по курсу, который был установлен на указанном аукционе. По такому же курсу банк должен будет продать валюту и своему клиенту.
При таком механизме сам заемщик валюту не покупает. «Допустим, человек должен ежемесячно выплачивать банку $1000. Он приходит в отделение и платит гривнами исходя из курса, по которому НБУ продавал эту валюту банку», — поясняет Лисицкий.
Пока у банкиров еще есть время выбирать, кто и каким образом будет спасать заемщика и деньги банков. Но через два-три месяца будет уже поздно. «При курсе 8-8,5 грн./$ и выше доля проблемных кредитов будет увеличиваться ежемесячно на 5% и через полгода может составить около 50% со всеми вытекающими из этого для банковской системы последствиями», — уверен руководитель информационно-аналитического центра «Форекс-Клуб» Николай Ивченко.
Если американская валюта вырастет до 9,5-10 грн./$, проблемные кредиты будут расти на 10% каждый месяц, резюмирует эксперт. А по мнению бывшего министра экономики и и.о. главы Нацбанка Арсения Яценюка, если доллар дорастет до 10 грн., то для банковской системы это окажется смертельным, и о возвратах кредитов придется забыть навсегда.