Украинские нефтеперерабатывающие заводы работают не на полную мощность, а правительственный стабилизационный фонд бездействует, констатирует ICTV.
Украинцы с января платят за бензин на 30% больше. Теперь украинский рынок абсолютно зависим от мировой конъюнктуры, поэтому через несколько недель стоит ожидать очередного скачка цен на бензин.
Цены на нефть и горючее радуют разве что производителей нефти, руководителей нефтеперерабатывающих заводов и директоров АЗС. Обычных водителей они лишь огорчают. Ведь с начала года цены на бензин и дизтопливо в Украине повысились на треть.
В среднем ежемесячно украинские водители платят за горючее на 5% больше. Например, если в марте литр 95-го стоил 5 гривен 80 копеек, то в начале июля — 6,5 гривни. И это еще не предел, утверждают члены правительства. Цены на нефтепродукты в Украине продолжат рост.
Министр топлива и энергетики Юрий Продан, разводит руками и говорит, что это связано с нынешними европейскими тенденциями.
«Наша динамика не такая резкая, как, скажем, в западных странах, поэтому все будет зависеть от цены на нефть. Конечно, пока что она будет возрастать», — сказал министр топлива и энергетики Юрий Продан.
На сколько еще подорожает горючее, сейчас прогнозировать не берется никто: слишком много факторов влияет на цену «черного золота». Однако эксперты называют сугубо украинскую причину подорожания бензина и дизеля: увеличение зависимости от европейского нефтяного рынка.
Так, в этом году половину топлива Украина купила за границей, а еще в 2007 году доля импорта была меньше 30%.
«Сегодня наш рынок, и это нужно осознавать, колеблется абсолютно параллельно с мировым или, вернее, европейским рынком. И пока не запустятся украинские заводы, так будет и в дальнейшем. Это означает, что любое колебание нефти и нефтепродуктов в мире автоматически, с опозданием в две недели, происходит в Украине», — директор Центра энергетических исследований Константин Бородин.
Собственная нефтеперерабатывающая отрасль дает запас времени — около полтора месяца.
Если бы все 6 нефтеперерабатывающих заводов работали на полную мощность, в начале июля украинцы покупали бы бензин, произведенный по майской, значительно более дешевой нефти.
Помочь пережить новые ценовые рекорды должен был правительственный стабилизационный фонд, но он не работает.