Ни для кого не секрет, что в начале сентября этого года Всеукраинской ассоциацией автоимпортеров и дилеров (ВААИД) было отправлено в Кабмин и Госстандарт письмо, в котором указывалось на многочисленные факты незаконной сертификации автомобилей с американского и арабских рынков, что в свою очередь привело к массовым проверкам существующих центров сертификации. И в результате из 25 существующих центров сертификации было определено 12 уполномоченных органов, которым было делегировано проводить работы по сертификации и выдавать сертификаты соответствия.
В дальнейшем даже ГАИ подключилась к борьбе с импортом автомобилей с американского рынка. От них звучало немало аргументов против «американцев». А самым главным был назван рост аварийности в ночное время. Были даже приведены статистические данные. По данным ГАИ, только за семь месяцев 2008 года в ночное время произошло 20 005 ДТП, в которых погибло 4867 человек. В ГАИ предположили, что большинство из них произошло из-за ослепления светом фар. Анализ показал, что причина ослепления кроется в несоответствии автомобилей для американского рынка нормам украинского ДСТУ UN/ECE R 48-02:2002.
Политика государства в последнее время ужесточалась по отношению к автомобилям, привезенным из Америки и арабских стран. Особенно заметно это было после нашумевшего Приказа № 259, «серых» дилеров буквально бросило в панику. В начале сентября получить сертификат на «американцев» было нереально. Над оставшимися двенадцатью центрами сертификации был установлен тщательный контроль. Однако уже в середине сентября ситуация внезапно изменилась и стала более лояльной. Произошло это 19 сентября, когда вышел Приказ № 337 Госпотребстандарта, который разрешил органам сертификации сертифицировать автомобили американского и арабского рынков под гарантию поставщика в дальнейшем устранить несоответствие ДСТУ UN/ECE R 48-02:2002. Таким образом, все вернулось в прежнее русло. С одним только изменением: теперь органы сертификации на законном основании могут выдавать сертификаты соответствия не соответствующим украинским требованиям автомобилям.
А главное — в Приказе № 337 ничего не сказано, кто же впоследствии должен будет контролировать поставщика и требовать от него выполнять данные им обязательства на переоборудование транспортных средств под стандарты Украины. Формально этот контроль должна осуществлять ГАИ при проверке технического состояния транспортного средства. Однако такая функция была на них возложена и до выхода Приказа № 337.
Так что война за автомобильный рынок продолжается. Если в начале сентября битву за него выиграли официальные импортеры, то реванш остается за «серыми» дилерами.
Евгений Кобышев