Детективы Национального антикоррупционного бюро совместно с сотрудниками Антикоррупционной прокуратуры и СБУ задержали директора Запорожского титано-магниевого комбината. Это произошло в ходе расследования злоупотребления должностными лицами этого предприятия, которые привели к растрате средств в особо крупных размерах.
Запорожский титано-магниевый комбинат входит в титановый бизнес Group DF Дмитрия Фирташа.
Также полиция подозревает Фирташа в сговоре с должностными лицами банка «Надра» и завладении денежными средствами НБУ. Об этом говорится в соответствующем постановлении Печерского районного суда г. Киева.
Насколько тонка грань между бизнесом, политикой и криминалом, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Николай Спиридонов.
Как понимать задержание директора Запорожского комбината и обыски на предприятии бизнес-группы Дмитрия Фирташа?
— Я думаю, что тут есть большая домесь политики, потому что, как правило, любой руководитель государства, когда он приходит к власти, борется с теми, кто помогал ему прийти к власти, потому что они как бы претендуют на часть его величия. Мы же знаем, что Дмитрий Фирташ был одним из тех, кто привел Петра Порошенка к власти. Сейчас, соответственно, он стал неудобен, а, во-вторых, количество ресурсов, экономика Украины сокращается, поэтому обостряется борьба за ресурсы и, скорее всего, эти два события — арест руководителя завода и решение Печерского суда могут быть связаны в одну цепочку, что не исключает, возможно, фактической вины Владимира Сивака, то есть мы не можем утверждать, что он виноват в инкриминируемых ему деяниях без решения суда, но не исключено, что фактическая сторона дела тоже может присутствовать, то есть правонарушение может иметь место. Но в то же время атакуют, как правило, не по фактической стороне дела, а обычно есть очень большой политический подтекст.
Чем может быть неугоден Дмитрий Фирташ, когда он находится в Австрии, и есть угроза передачи его американскому правосудию?
— Все же помнят суд над Фирташем, когда было сказано, что Фирташ решал и распределял, что Виталий Кличко пойдет в меры Киева, а Петр Порошенко пойдет в президенты. Этот удар был достаточно сильным по самолюбию действующего президента, когда общественности стали известны эти переговоры в тройном формате. Поскольку Фирташа в Украине сейчас физически нет и непонятно, когда он тут появится, на его активы идет атака, потому что, в любом случае, его группа, как раньше говорили «группа Фирташа — Левочкина» сейчас уже, возможно, наоборот, «группа Левочкина — Фирташа», ясно, что его группа становится слабее в отсутствие своего руководителя. Но это удобный момент, чтобы его атаковать. Соответственно, титаново-магниевый комбинат, руководитель которого был задержан, достаточно мощное предприятие, которое пока на 51% принадлежит государству, но на 49% принадлежит кипрской компании, которая, предположительно, имеет отношение к Фирташу, но 100% доказательств нет. Соответственно, что Фирташ как человек, который стоял у истоков прихода к власти Петра Порошенко, ему стал неудобен и, видимо, это уже навсегда, независимо от срока давности.
Кто из украинских политиков находится в сфере влияния Фирташа на сегодняшний день?
— На сегодняшний день частично остается в сфере влияния Фирташа «Оппозиционный блок», но очень частично, потому что там ряд других олигархов на него влияют, возможно, частично, у него может оставаться влияние на Виталия Кличко, но тоже уже очень ограниченное. Но, в принципе, если политика или олигарха нет в стране, его влияние ослабевает.
Политтехнолог Александр Кочетков в эфире «ГС» проанализировал, почему растет преступность и почему президент не имеет влияния на министра внутренних дел.