РИА Новости Украина – Радиостанция «Голос Столицы»
Государственному предприятию «Борисполь» в 2016 году удалось получить сверхплановую прибыль более чем 800 миллионов гривен. Представители дирекции «Борисполя» сообщили, что правительство внесло коррективы в финплан госпредприятия и утвердило ряд приоритетных проектов развития аэропорта.
Дополнительную прибыль планируют потратить на достройку многоуровневого паркинга и повышения заработной платы работникам «Борисполя».
Что способствовало «Борисполю» получить такие доходы, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил аналитик издания «Транспортный бизнес» Вячеслав Коновалов.
За счет чего удалось получить такие сверхплановые доходы?
– Надо понимать, с начала года «Борисполь» уверенно наращивает объемы перевозок, объемы обслуживания пассажиров. Ноябрь оказался наиболее рекордным, плюс 30%, если так в целом по году брать, то 11 месяцев у них около 20% роста. Естественно это приводит к увеличению доходов.
Опять-таки, сборы в «Борисполе», большинство из них идет в долларах, соответственно, доллар подрос, немного, но подрос, и за счет этого дополнительные доходы получились. Вот, по чуть-чуть оно и получилось 800 миллионов.
По сравнению с ноябрем 2015 года количество обслуженных пассажиров выросло на 30% и превысило 660 тысяч человек. А этого за счет чего удалось добиться?
– Ну, дело в том, что «Борисполь» договорился с базовым перевозчиком МАУ, создал определенные комфортные условия, и МАУ по чуть-чуть начинает наращивать трансферный пассажиропоток, то есть, используя «Борисполь» в качестве стыковочного хаба.
Например, пассажир летит из Средней Азии, условно говоря, в Европу, с пересадкой в «Борисполе» – это дает дополнительные доходы. Проблема в том, что если бы все-таки «Борисполю» удалось договориться с ФГИ, и получилась бы политическая воля на уровне Кабмина, чтобы максимально либерализировать систему обслуживания пассажиров.
То есть сейчас, чтобы попасть в «Борисполь», компания, которая хочет какие-то услуги оказывать, это целая история, там чуть ли не 200 долларов за квадратный метр только арендной платы. Я уже молчу про процедуры, потому что ФГИ очень сложные процедуры ввел.
То есть, если бы эта доля неавиационных доходов увеличивалась бы по чуть-чуть, доходов было бы гораздо больше, я думаю, в полтора-два раза больше. Вот, нет политической воли договориться с ФГИ.
Эти сверхплановые средства, которые получили, их планируется потратить на строительство многоуровневой парковки. Сколько средств требует этот проект?
– С моей точки зрения, сейчас в «Борисполе» даже перепредложение парковочных мест. То есть там за последние несколько лет открылись, по крайней мере, три парковки, насколько я знаю. Не совсем комфортных, конечно, не многоуровневых, обыкновенных, под открытым небом.
Но с моей точки зрения, лучше бы они инвестировали в улучшение сервиса для пассажиров.
Например, во что именно нужно вложить деньги?
– Во-первых, увеличить зону перрона для стоянки самолетов, с точки зрения статистики, мест для стоянки самолетов в «Борисполе», конечно, много. Но они же нужны в конкретном месте, там, где находится терминал D, а там с этим как раз много вопросов, то есть никак не могут достроить эту зону перрона, поэтому иногда чуть ли не 30-40 минут надо приземлившемуся самолету добираться до терминала D.
Это есть проблема – время разворота для самолетов, это одно из критических моментов, чтобы увеличить, ускорить обслуживание, нужны дополнительные перроны именно в районе терминала D.
Представим, что паркинг будет достроен. Изменится после этого цена на парковку?
– Я думаю, не изменится. Более того, вполне возможно, что этот паркинг будет даже дороже, чем существующий – за комфорт надо платить.
На сколько процентов могут поднять зарплату сотрудникам «Борисполя»? И какая минимальная зарплата у самого низкоквалифицированного работника аэропорта?
– В «Борисполе» и так высокие зарплаты. Уже год «Борисполь» с Кабмином не могут договориться на счет повышения зарплат, периодически скандалы возникают… вот сейчас они вроде как бы решили этот вопрос.
Повышение зарплат будет где-то 15-20%, до 30%. Но тут тоже надо понимать: в «Борисполе» в основном используется высококвалифицированный труд, соответственно там средние зарплаты под 10-15 тысяч. Дорогому сотруднику надо платить и большую зарплату.
А может еще на что-то хватит сверхплановых средств? Еще какие-то проекты есть?
– Проектов в «Борисполе» хватает: улучшить систему обеспечения топливом, дополнительное какое-то оборудование для обслуживания пассажиров тоже надо периодически закупать.
Но тут тоже надо понимать, что в «Борисполе» три терминала сейчас стоят пустые. Тут тоже возникает вопрос: ребята, куда вы смотрите, у вас площади гуляют, надо хоть как-то их использовать, хоть корпоративы устраивайте, рестораны пооткрывайте, музей какой-то…
А с этим как раз проблема, потому что процедура согласования очень сложная. И почему-то правительство постоянно декларирует упрощение ведения бизнеса, и в то же время вот такой элементарный вопрос, как согласование открытия новых сервисных точек – почему такое дорогое кофе в «Борисполе», такие дорогие бутерброды? Потому что дорогая стоимость аренды. А либерализовать это никак не могут.
Что будет происходить с альтернативными подъездами в аэропорт? Имеет шансы быть реализованным воздушный экспресс?
– Скорее всего, да, но его сейчас пытаются оптимизировать. Правда, уже третий год оптимизируют.
Дело в том, что когда заключали контракт на 300 миллионов долларов, сразу же куда-то испарилось около 50 миллионов в виде каких-то страховок, сервисных платежей, и сейчас не могут именно решить эту проблему, чтобы понять, сколько же будет стоить воздушный экспресс, потому что в том виде, в котором его представлял Каськив, он никогда не окупится.
Поэтому нужно было как-то оптимизировать, и вот сейчас пытаются придумать, каким же образом удешевить проект и сделать его более-менее рентабельным и реализуемым, потому что, так как его начинали, это была не то что не реализация, это было закапывание денег в никуда.
Ваше видение будущего компании МАУ в свете событий с ПриватБанком?
– Очень хочу надеяться, что не будет повторена история с «Аэросвитом», потому что последний год ходят очень неприятные слухи на рынке про величину убытков МАУ и про рост кредиторской задолженности, причем гораздо выше, чем у «Аэросвита». Если будут приняты нормальные решения, то я думаю, что ничего не случится.
Ранее экс-первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер в эфире «ГС» заявил, что аэропорт «Борисполь» — место соприкосновения интересов депутатов и полукриминальных личностей.