Непорядочные предприниматели-заемщики прибегают к искусственному банкротству, чтоб избежать возвращения долгов банкам.
Сегодня некоторые заемщики банков, прикрываясь сложной экономической ситуацией в стране, пытаются избежать возвращения долгов. Умышленное уклонение от взятых на себя обязательств усугубляет финансовый кризис и создает так называемый <<кризис доверия>>. Ведь банки, сталкиваясь с мошенническими схемами недобросовестных заемщиков, ужесточают требования к клиентам, а то и вовсе прекращают кредитование. Именно так, чтобы не отдавать кредиты, решил поступить известный бизнесмен Харьковщины, когда сознательно пошел на искусственное банкротство…
Зачем спросите Вы? Совсем не для того, что бы вызвать к себе сочувствие банковских клерков. Но, обо всем по порядку.
Все намного прозаичнее: предприниматель-банкрот рассчитывает на введение моратория на отчуждение имущества обанкротившихся компаний и надеется, что это поможет уклониться от принятых обязательств перед банками. В результате финансовые учреждения могут вовремя не получить собственные средства. А страдаем мы, обычные вкладчики, потому что из-за таких ловкачей не можем потом снять свои депозиты или же получить новые кредиты.
Фактически это мошенничество. Однако, юристы, которые подсказывают будущим искусственным банкротам, как затягивать время, скрывают от самих предпринимателей, чем может угрожать такая «авантюра». Речь идет не только о санкциях со стороны банка (подробнее о них мы поговорим в следующем разделе), но и о криминальной ответственности.
А стоит ли овчинка выделки?
Что же <<светит>> за фальсификацию банкротства? Какая другая, скрытая сторона медали сознательного уклонения от уплаты долга перед банком? Ответ ошеломляет — криминальная ответственность. По словам адвоката Дмитрия Гудимы, председателя юридического департамента ЛОО ВОО <<Гражданская позиция>>: <<Согласно со ст. 6 Закона Украины <<О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом>>, дело о банкротстве возбуждает хозяйственный суд, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляют не менее, чем 300 минимальных размеров заработной платы (с 1 июля 2009 года — не меньше, чем 189 000 гривен), которые должник не удовлетворил на протяжении трех месяцев после установленного срока для их погашения, если другое не предусмотрено данным Законом >>. Таким образом, ликвидация банкрота является особенной и долговременной судебной процедурой, во время которой анализируется, не было ли злоупотреблений со стороны заемщика.
Ведь для защиты интересов кредиторов в Криминальном кодексе Украины предусмотрена ответственность, в частности за такие преступления как: фиктивное банкротство (ст. 218), доведение до банкротства (ст. 219), которое предусматривает даже ограничение свободы сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет; незаконные действия в случае банкротства (ст. 221), за которые предусмотрен арест сроком до трех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.
Кроме того, банки могут самостоятельно постоять за себя, и в их поле зрения попадают не только мошенники, но и компании и лица, которые прямо или косвенно способствовали противозаконной или формально законной ликвидации предприятия, фиктивному банкротству, выведению активов и тому подобное. А именно — брокеры, юристы, оценщики, нотариусы, госслужащие.
Так, пока суд вынесет приговор мошенникам, банк может самостоятельно применить санкции против недобросовестных заемщиков: ограничить их семьи и деловых партнеров в предоставлении банковских услуг без объяснения причин; ввести ограничение относительно приема на работу для членов семьи заемщика и лиц, которые связаны с ним в бизнесе; ограничить должника в правах выезда за границу. Соответствующая служба МВД может отказать в выдаче паспорта для выезда за границу, если существуют неурегулированные отношения по обязательствам (судебные споры, криминальное преследование и тому подобное).
Здесь информация из банка может стать основанием для отказа консульской службой соответствующего посольства в предоставлении визы или оформлении документов на выезд. Кроме этого, банки осуществляют национальный и международный информационный обмен информацией о мошенниках, в частности — через бюро кредитных историй и ассоциаций.
Среди банкротов — почтенные бизнесмены Харьковщины. Артем Мисюра начал бизнес с оптово-розничной продажи мобильных телефонов, когда в 2004 году в Харькове открыл собственный магазин. Желание развивать дело было настолько сильным, что предприниматель взялся сдавать в аренду нежилые помещения и даже собственную квартиру, которую получил в наследство.
Вот здесь, наверно, и приобретал он опыт, чтоб потом перенести его из займа жилых площадей и получения за них платы на заем денег. Только теперь уже заемщиком выступил сам господин Мисюра. Кстати, к бизнес-успехам нашего героя следует зачислить также ресторан и бистро в харьковском центре бизнеса <<Инвест-маркет>> на ул. Новгородской. Правда, они были предусмотрительно оформлены на коллег из фирмы <<Елитсервис-плюс". В то же время весомую часть прибылей Артем Мисюра получал от посреднической деятельности: покупки-продажи объектов недвижимости, приватизации и узаконивания земельных участков.
Конечно, для развития нужны все новые и новые средства. Бизнесмен, будучи авторитетным и известным лицом в городе, взял большие ссуды в банках и (настолько же значительные) у частных кредиторов. Они, как выяснил наш корреспондент, оказались уважаемыми людьми, и теперь не хотели бы, чтобы их имена упоминали в прессе. В целом, общая сумма задолженности нашего горе-заемщика составляет около 20 млн гривен. Об этом он откровенно заявил перед судом — и суд взял это во внимание. Чувствуете? Мы уже стоим почти за шаг до искусственного банкротства!
Но, вернемся в прошлое. Когда один из кредиторов понял, что должник твердо решил не возвращать денег, был подан иск в суд о взыскании многомиллионной задолженности с Артема Мисюры. Суд вынес решение, которое довлетворило исковое заявление полностью. Потому что возвращать чужие деньги все же нужно. Однако, во избежание взыскания имущества, бизнесмен сам на себя подал в Хозяйственный суд Харькова иск о признании банкротом! Цель одна — приостановить действия по взысканию имущества должника.
Будьте внимательны, потому что если вы являетесь партнером такого бизнесмена, как Артем Мисюра, который прибегает в бизнесе к сомнительным действиям, то нет гарантии, что завтра вы не станете жертвой его мошеннических схем.
Школа мошенничества
Кто же учит должников, как именно не возвращать банкам долги? Оказывается, такие сомнительные советы можно поставить на поток и даже зарабатывать на этом неплохие деньги. Впрочем, если такого <<фиктивного банкрота>> в дальнейшем, как это обычно бывает, привлекут к криминальной ответственности, возмещать средства за <<некачественно предоставленные услуги>> никто не будет!
Оказывается, инициатор банкротства — Артем Мисюра обратился за советом к известной харьковской фирме, которая специализируется именно на таких услугах, — это ООО <<Консультационный центр по вопросам банкротства>>, руководителем которого является арбитражный руководитель Анатолий Родзинский.
Центр успешно продвигает свои консультации по балансированию на грани закона — после Харькова открыл офис в Киеве. А, директор фирмы господин Родзинский с помощью Интернета, используя несовершенство действующего законодательства, предлагает физическим и юридическим лицам лишиться своих долгов путем банкротства. Конечно, не за красивые глаза. Для физического лица стоимость консультации составляет от 3500 до 6000 у.е., а для юридических — от 6000 до 10000 у.е. (в Киеве — значительно дороже). Тарифы предусматривают широкие возможности. Эта своеобразная <<плата за индульгенцию>> зависит от многих факторов, которые выбирает должник: совсем не возвращать кредит или просто получить отсрочку.
Соответственно, научиться совсем не возвращать долг стоит значительно дороже.
Анатолий Родзинский умело подтасовывает юридические знания, но увидеть эту подделку сумеет даже не специалист. А еще он рассказал нашему корреспонденту, что после процедуры банкротства его клиент становится для государства и банков не изгнанником, а <<выгодным гражданином>>, потому что больше не имеет причин скрывать свои доходы.
Пропагандируя массовое банкротство, господин Родзинский деликатно „забывает“ предупредить своих клиентов о том, что он никаких гарантий относительно ответственности за предоставление „некачественных“ услуг не несет. Между тем, апелляционные суды массово отменяют решение местных судов о признании должников банкротами, начинаются проверки правоохранительными органами, налоговой, а „консультанты-банкротчики“ бросают своих клиентов на произвол судьбы. Должники обращаются к „советчикам“ с требованием вернуть свои деньги, но им вместо этого предлагают начать новую авантюру… за отдельную сумму. Таким образом, горе-должники вместо того, чтобы искать с банком выход из ситуации, а именно — с помощью реструктуризации, отсрочки по кредиту, тратят средства на сомнительные советы, результатом которых становятся уголовные дела.
Удивительно, да и только — в Украине легально существует такой бизнес!
Но ловким „специалистам“ по вопросам банкротства следует помнить, что действия граждан, которые преднамеренно подделывают документы, удостоверяющие финансовую несостоятельность заемщика выполнять договорные обязательства по кредитным соглашениям, по большей части содержат признаки преступлений, за которые их неминуемо настигнет наказание. А за систематическую деятельность таких центров предусматривается криминальное наказание, как за создание преступной организации.
К сожалению, мошеннические выходки недобросовестных заемщиков љразрушают деликатную цепочку отношений между банками и клиентами. Ведь если порвется звено, где выдают кредиты, то на другом звене не окажется денег, чтоб возвращать вклады по депозитам! Из-за мошенников пострадают другие люди — те, кому не удастся выплатить пенсию или выдать депозитный вклад. Мы сетуем на банки, которые выдвигают все более жесткие требования к заемщикам и повышают процентные ставки. Но, как видим, они имеют основания защищать себя, хотя это неприятно бьет по каждому из нас — предпринимателю, служащему или бедному пенсионеру.