Президент Украины Виктор Ющенко, традиционно выступающий в роли критика правительства Юлии Тимошенко, вновь атаковал своего оппонента — на этот раз на экономическом фронте. 11 июня Ющенко провел в Киеве совещание, на котором назвал финансовое положение госхолдинга «Нафтогаз Украины» «критическим». По мнению Ющенко, политика Тимошенко в отношении компании ведет к ее банкротству, поэтому «Нафтогаз» надо срочно спасать. Для этого президент, в частности, предложил Тимошенко увеличить цены на газ для украинских потребителей.
Юлия Тимошенко почти сразу отреагировала на заявление Виктора Ющенко. «Я категорически возражаю против повышения цены на газ для людей. Я пообещала, что на протяжении текущего года эта цена не изменится, и я сдержу свое обещание»,– сказала глава правительства. Вполне резонно, учитывая то, что на Украине уже де-факто стартовала предвыборная компания на пост президента страны, в которой Тимошенко намерена принять участие. В этом случае ей только и остается «держать свое обещание» и попытаться не растерять рейтинг.
На прошедшей неделе Тимошенко отметила, что глава государства может говорить то, что думает, «добывая свой срок», в то время как она намерена бороться с кризисом. Однако выступление Ющенко показало, что в рамках предвыборной кампании окончательно сменился главный экономический вопрос, вокруг которого будут ломать копья политические противники. Ситуация вокруг финансового состояния «Нафтогаза» вытеснила глобальный кризис, поскольку в ней больше конкретики, да и Россию всегда можно приплести.
Трудности «Нафтогаза» — не плод воображения Ющенко. У компании действительно большие долги и сопоставимые по объему обязательства по контрактам с Россией, которые пока никто не отменял. Более того, от наличия у «Нафтогаза» средств зависит транзит российского газа в Европу, срыв поставок которого означает не только новый конфликт с «Газпромом», но и очевидные репутационные риски для Украины — страны транзитера. Не стоит забывать и то, что тема газовых отношений Москвы и Киева уже традиционно одна из самых «горячих» в СМИ, поэтому Ющенко есть где развернуться в спорах с Тимошенко.
Похоже, у нас тут проблема
На самом деле, Ющенко уже давно и регулярно обвиняет Тимошенко в подписании невыгодных договоров о поставках газа между «Нафтогазом» и «Газпромом» в январе 2009 года, для выполнения которых украинский холдинг вынужден резко наращивать задолженность и работать себе в убыток. 11 июня Ющенко лишь начал новый раунд противостояния с премьером.
Сделал это он крайне невовремя. Сейчас комиссия из ЕС решает вопрос о возможности выделения Украине совместного с Москвой кредита для закупок топлива у России. В этих условиях выдача денег находящемуся в предынфарктном состоянии «Нафтогазу» может оказаться слишком смелым решением для европейцев, пытающихся во время кризиса сэкономить на всем, чем можно. Единолично выделить кредит Москва также отказывается, не желая принимать на себя возможные риски по возврату этих средств. Ющенко же своим признанием фактически попытался забить гвоздь в крышку гроба «Нафтогаза», подтвердив многочисленные сомнения Москвы в отношении финансовой стабильности крупнейшей украинской компании.
По словам Ющенко, главных трудностей у «Нафтогаза» сразу несколько. Во-первых, это большой объем долга, во-вторых — заключенные с «Газпромом» договора.
Украина в последнее время действительно начала перечислять платежи за газ почти исключительно за счет новых кредитов, получаемых «Нафтогазом» в украинских банках. Из-за этого на 1 апреля кредиторская задолженность компании составила 74 миллиарда гривен (9,7 миллиарда долларов), что значительно превышает объемы ожидаемой годовой выручки ( 59 миллиардов гривен). При этом, по словам главы Нацбанка Владимира Стельмаха, украинские банки «практически исчерпали свою возможность по нормативам на одного заемщика». Видимо поэтому «Нафтогаз» рассчитывался за майские поставки газа с помощью кредита государственного Ощадбанка, который, в свою очередь, должен был увеличить свой капитал за счет резервов Нацбанка.
Ющенко волнует не только то, как складывается у «Нафтогаза» ситуация с оплатой топлива в этом году, но и огромные штрафы, которые грозят Украине за импорт газа в меньших объемах, чем предусмотрено январским контрактом с «Газпромом». Хотя потребление газа в условиях кризиса на Украине значительно упало, что сделало сомнительной закачку топлива в украинские хранилища в законтрактованном объеме, условия договоренностей с «Нафтогазом» в Москве пересматривать никто не собирается. Недаром российская монополия никак не реагирует на просьбы Киева снизить предусмотренный контрактом объем поставок в 2009 году с 40 до 33 миллиардов кубометров.
По словам Ющенко, только в первом квартале текущего года, когда Украина должна была закупить лишь 5 миллиардов кубометров газа, а закупила 2,5 миллиарда, «Газпром» имел право оштрафовать «Нафтогаз» на 10,4 миллиарда гривен (1,37 миллиарда долларов). «Недобор во втором квартале и штрафные санкции могут составить 30 миллиардов гривен (3,94 миллиарда долларов) », — добавил украинский президент, отметив, что в апреле-июне «Нафтогаз» может недобрать 4,8 миллиарда кубометров при контрактом плане в 10 миллиардов.
Чтобы помочь «Нафтогазу» правительству Украины, по мнению Ющенко, необходимо отказаться от искусственно заниженных цен на газ для населения и предприятий коммунальной энергетики, а также отказаться от «сдирания» с «Нафтогаза» многомиллиардных налогов. Понятно, что в условиях кризиса пойти на это Тимошенко не может. Первое предложение президента сильно ударит по населению Украины (читай — избирателям), второе — по бюджету страны, которому и так несладко. Поэтому все предложения Ющенко фактически повисли в воздухе.
«Я не понимаю, каким образом будет урегулирован аналогичный вопрос в 2010 году, где Украина согласилась принять российского газа на 10 миллиардов кубометров больше», — заявил президент. Глава Нацбанка Стельмах уже предложил попробовать добровольно перейти на предоплату импорта газа из России, что предусмотрено контрактом в случае несвоевременных расчетов «Нафтогаза» с «Газпромом», сообщает Reuters. Неясно только, как именно это поможет финансовому положению «Нафтогаза». Стельмах же предпочел свою мысль не развивать.
Однако заглядывать так далеко украинским политикам рано, ведь очередной кризис с оплатой покупаемого у «Газпрома» топлива у «Нафтогаза» может возникнуть уже в начале июля, когда Украина будет платить за поставки в июне. Учитывая то, с какими трудностями «Нафтогаз» столкнулся при оплате за поставки газа в мае, в июле будет точно не легче. Если не сложнее.
«Мне нужны партнеры, чтобы спасти компанию», — взывал Ющенко на совещании по «Нафтогазу», однако «партнеров» не нашел. Президент и премьер оценивают деятельность холдинга с двух диаметрально противоположных позиций. «„Нафтогаз“ работает успешно, работает нормально», — отвечала Тимошенко на стенания Ющенко, не потрудившись даже появиться у президента. Сам же Ющенко на ситуацию в госконцерне напрямую повлиять не в состоянии, поскольку «Нафтогаз» подчиняется правительству Тимошенко. Не попал на совещание к Ющенко и председатель правления «Нафтогаза» Олег Дубина, у которого вечером 10 июня случился сердечный приступ.
Пока ты спал
Пока Ющенко ищет партнеров в Киеве, чтобы спасти «Нафтогаз», попутно закидывая камнями предвыборный огород Тимошенко, ситуация для украинских газовиков становится лишь хуже.
10 июня 2009 года, накануне совещания у президента Украины, президент правления «Газпрома» Алексей Миллер объявил, что с 8 июня Украина снизила отбор газа из экспортной трубы в четыре с половиной раза — с 90 до 20 миллионов кубометров в сутки. По словам Миллера, это может быть связано с тем, что Украина прекратила закачивать в подземные хранилища газ, который планировалось использовать в отопительный сезон для обеспечения транзита топлива в Европу.
В «Газпроме» полагают, что надежность транзита газа в Европу через территорию Украины в предстоящий зимний период будет полностью зависеть от способности «Нафтогаз» закупить и закачать в подземные хранилища 19,5 миллиарда кубометров газа. В то же время сомнение в том, что «Нафтогазу» это удастся, Москва выражала уже не раз. В июне российский концерн вновь уведомил Еврокомиссию о возможных рисках невыполнения Украиной контракта по приобретению газа, пытаясь заручиться поддержкой Брюсселя в случае, если Киев нарушит условия контракта и начнется очередная «газовая война».
Призыв Ющенко спасти «Нафтогаз» – дело хорошее, но вряд ли президент Украины действительно сможет помочь компании. Для этого ему необходимо объединиться со своим противником, а с приближением украинских выборов такой альянс становится все менее вероятным. Виктору Ющенко остается лишь использовать ситуацию с «Нафтогазом» в предвыборной риторике против Тимошенко, которая и должна будет решить судьбу холдинга. Пока она лишь предложила передать «Нафтогазу» газораспределительные сети, эксплуатируемые областными и городскими газоснабжающими компаниями. Насколько это сможет улучшить финансовое состояние компании, непонятно.