Бразилия — крупнейший в мире экспортер говядины и куриного мяса — оказалась в центре громкого скандала. Федеральная полиция этой южноамериканской страны обнародовала детали масштабной спецоперации, которая выявила схему продажи некачественной животноводческой продукции местными производителями. Из-за вскрывшихся фактов некоторые страны объявили об отказе от импорта товаров, ставших предметом расследования. К каким последствиям приведет резонансное дело и чего следует опасаться российским потребителям бразильского мяса, разбирался ТАСС.
Операция «Плоть слаба»
17 марта Федеральная полиция (ФП) Бразилии сообщила о проведении крупнейшей спецоперации в своей истории — в ней приняли участие около 1,1 тыс. стражей порядка. Представители правоохранительных органов арестовали 38 человек, которые, предположительно, замешаны в продаже просроченных продуктов питания (в первую очередь мяса). Объектом расследования, проводившегося на протяжении почти двух лет, стали крупнейшие бразильские компании по производству мясной продукции, работающие не только на внутреннем рынке, но и на экспорт. Их сотрудники вошли в список подозреваемых и задержанных.
По версии следствия, упомянутые лица вступили в сговор с представителями надзорных органов Министерства сельского хозяйства, животноводства и снабжения Бразилии, которые за взятки выдавали сертификаты качества без проверки товаров. В полиции утверждают, что подозреваемые использовали различные вещества, чтобы изменить внешний вид продукта и скрыть характеристики, свойственные некачественному мясу.
«Они (подозреваемые. — Прим. ТАСС) применяли кислоту и другие химические вещества, чтобы изменить физический облик продукта. Иногда они использовали канцерогены, чтобы замаскировать запах испорченного продукта», — рассказал на пресс-конференции следователь Маурисиу Москарди Грильу. По его словам, в некоторые мясные продукты добавлялся картон, чтобы снизить их себестоимость. Соответствующие выводы были сделаны правоохранительными органами на основе прослушки телефонных разговоров сотрудников бразильских предприятий и чиновников.
Более того, выяснилось, что часть денег, полученных госслужащими от подозреваемых, шла на финансирование некоторых политических сил. «В ходе расследования стало совершенно очевидно, что речь идет о Прогрессивной партии и Партии бразильского демократического движения (правящая партия, членом которой является президент страны Мишел Темер. — Прим. ТАСС)», — заявил Грильу. При этом следователь отметил, что не располагает конкретными именами политиков, которые использовали полученные таким путем средства.
Спецоперация Федеральной полиции получила название «Плоть слаба» (порт. Carne fraca). Дело в том, что в португальском языке «мясо» и «плоть» обозначаются одним словом, и правоохранительные органы хотели таком образом показать, что в Бразилии не только часть животноводческой продукции далека от идеала, но и поведение коррумпированных чиновников нисколько не лучше.
На десятках предприятий по производству мяса были проведены обыски. В полиции также сообщили, что ранее правоохранительные органы задержали в одном из портов контейнеры с мясом, которое было заражено сальмонеллой. По данным следствия, некачественная партия должна была отправиться в Роттердам, а оттуда — в Италию и Испанию.
Мясо на гриле для дипломатов
На фоне разгоревшегося скандала президент Бразилии Мишел Темер провел несколько экстренных совещаний с членами кабинета министров и представителями бизнес-сообщества. По итогам этих переговоров правительство крупнейшей южноамериканской страны выработало стратегию по минимизации ущерба от резонансного расследования. Министерство сельского хозяйства, животноводства и снабжения Бразилии заявило, что обнаруженные нарушения представляют собой «изолированные факты» и не отражают ситуацию в сфере контроля над качеством животноводческой продукции в целом по стране.
В ведомстве подчеркнули, что в деле Федеральной полиции упомянуто лишь 21 предприятие из 4837 действующих в стране, и только три завода временно не функционируют по распоряжению правоохранительных органов. Эти данные предоставили бразильскому лидеру возможность заявить о «незначительности произошедшего». «Бразильское мясо всегда получает самые высокие похвалы от тех, кто может адекватно оценить его», — заявил Темер.
Чтобы убедить в справедливости этих слов торговых партнеров Бразилии, глава государства пригласил дипломатов из стран-импортеров мяса на встречу в свою рабочую резиденцию — Дворец Планалту. На мероприятии присутствовал и посол России в крупнейшей южноамериканской республике Сергей Акопов. «Бразильская сторона обязалась в кратчайшие сроки предоставить информацию о том, в какие государства осуществлялся экспорт испорченного мяса, отозвать эти партии и компенсировать издержки», — отметил дипломат в беседе с корреспондентом ТАСС, комментируя итоги этой встречи. По словам Акопова, власти Бразилии сообщили о своей крайней обеспокоенности сложившейся ситуацией, в том числе в связи с тем, что введение основными импортерами эмбарго на национальные мясные продукты может нанести серьезный ущерб сельскохозяйственному сектору южноамериканской страны.
Во время переговоров с послами Темер пошел на необычный для подобных мероприятий шаг. Он позвал дипломатов в шурраскарию — традиционный бразильский ресторан, специализирующийся на приготовлении мяса на гриле. За ужином президент попробовал несколько видов говядины, сардельку и баранину, а в качестве напитка выбрал национальный бразильский коктейль кайпиринья, который готовится на основе тростниковой водки кашасы.
А пока глава государства старался спасти имидж бразильской продукции личным примером, Министерство сельского хозяйства, животноводства и снабжения обнародовало первые конкретные меры против предполагаемых виновников скандала: руководство ведомства приняло решение временно отозвать разрешения на экспорт у 21 предприятия, упомянутого в деле Федеральной полиции. «Мы не будет выдавать им документы, необходимые для погрузки товара. Риск того, что их продукция поступит на внешние рынки, отсутствует», — сказал глава Минсельхоза Блайру Мажжи.
Экспорт сократился в 850 раз
Но несмотря на все усилия бразильского руководства, некоторые страны мира начали вводить ограничительные меры в отношении продукции крупнейшей южноамериканской страны. Евросоюз отказался от товаров, поступивших с замешанных в скандале предприятий. Чили и Мексика приняли решение временно запретить импорт всего бразильского мяса. Китай приостановил разгрузку контейнеров с этой продукцией до тех пор, пока власти южноамериканской страны «не предоставят всю необходимую информацию». Ряд ограничений на импорт мяса из Бразилии также ввели Япония, Канада, ЮАР, Саудовская Аравия и Египет.
Последствия скандала для бразильской экономики не заставили себя ждать. Акции компаний, который упоминаются в резонансном деле, обрушились, потеряв в общей сложности 7,7 млрд реалов ($2,5 млрд) своей рыночной стоимости. Более половины этих убытков пришлось на JBS SA — одного из крупнейших в мире поставщиков говядины, на трех заводах которого прошли обыски. Кроме того, ежедневный объем экспорта бразильской животноводческой продукции на фоне расследования сократился более чем в 850 раз. По данным Министерства развития, промышленности и внешней торговли республики, средний объем ежедневных продаж мяса и мясных продуктов на внешние рынки в первой половине марта достигал $63 млн. Однако в минувший вторник аналогичный показатель составил лишь $74 тыс.
«Наш анализ ситуации говорит о том, что предприниматели сейчас предпочитают подождать. Они проявляют осторожность. Если они будут импортировать (бразильское мясо), есть, например, риск того, что их контейнеры арестуют по прибытию в страну. Тогда их ждут дополнительные издержки из-за необходимости хранения продукции», — так прокомментировал полученные данные глава ведомства Маркус Перейра.
В свою очередь министр сельского хозяйства, животноводства и снабжения Бразилии Блайру Мажжи сообщил, что потери страны из-за скандала вокруг некачественного мяса могут достичь $1,5 млрд в год. «Если вы спросите меня, какой ущерб я предвижу, в общей сложности мы подсчитали, что колебания рынка для Бразилии составят около 10%. 10% от суммы в размере $15 млрд — годового объема нашего экспорта (мяса и мясной продукции)», — сказал глава ведомства во время выступления в Федеральном сенате (верхней палате национального парламента).
«Мы сейчас говорим об астрономических суммах. И мы еще не знаем, какой силы был полученный нами удар», — добавил министр. Ранее он заявил, что «молится» о том, чтобы партнеры Бразилии не ввели полное эмбарго на импорт ее животноводческой продукции.
Спектакль, идиотизм, сюрреализм и другие определения
Представители бразильского правительства, которые сначала сдержанно отреагировали на расследование Федеральной полиции, по прошествии нескольких дней стали все чаще подвергать критике действия правоохранительных органов. К примеру, Мажжи назвал «идиотизмом» предположение о том, что в мясные продукты мог добавляться картон. «Эти компании потратили миллионы долларов, чтобы завоевать рынки, а теперь что, они будут подмешивать в продукты бумагу?» — заявил глава ведомства. Он также отметил, что «стиль повествования (следователей. — Прим. ТАСС) приводит к появлению различных фантазий».
Не менее резко высказались и бразильские производители мясной продукции. Они утверждают, что картон, о котором шла речь в расследовании, на самом деле предназначался не для добавления в колбасу, а для изготовления упаковок с продукцией. А «химические вещества», которые подмешивались в мясо, по утверждению предпринимателей, есть ни что иное, как аскорбиновая кислота, безвредная для здоровья. «Вся путаница возникла из-за аскорбиновой кислоты, разрешенного продукта. А эта история с картоном, это просто какой-то сюрреализм. Его нельзя подмешать. Люди говорили об упаковках, в которых будет расфасована продукция», — возмущался на пресс-конференции Антониу Жоржи Камарделли, президент Бразильской ассоциации экспортеров мяса (Abiec).
«Мы выступаем в поддержку расследования всех случаев нарушений и злоупотреблений, которые могли произойти в процессе производства. Но, к сожалению, мы не можем сказать того же о способе распространения информации о данном деле, считаем его неправильным. Эта спецоперация ограничилась 21 предприятием из 4837 существующих в Бразилии. Из этих 21 — только шесть поставляли свою продукцию на экспорт. А если обратиться к числу подозреваемых, то в Министерстве сельского хозяйства, животноводства и снабжения работают около 11 тыс. человек, но только 33 из них находятся под следствием, причем их вина пока не доказана», — заявил корреспонденту ТАСС Рикарду Сантин, вице-президент Бразильской ассоциации производителей животного белка (Associação Brasileira de Proteína Animal, ABPA).
Он отметил, что виновные в нарушениях должны понести наказание. «Однако при обнародовании информации о расследовании была допущена ошибка, потому что сложилось впечатление, что проблемы касаются всей животноводческой отрасли Бразилии, однако это не так. Наши долгосрочные отношения с Россией в том, что касается экспорта мяса птицы и свинины, уже сами по себе доказывают качество нашей продукции. Если бы наши проблемы на самом деле были бы столь значительными, мы бы не смогли поставлять продукцию в РФ на протяжении стольких лет», — пояснил он.
По мнению Сантина, решение ряда стран о введении частичного эмбарго в отношении животноводческой продукции объяснимо, так как является превентивной мерой. «Спектакль, который устроили из этой операции, заставил многие страны думать, что проблемы касаются всей отрасли и всей системы фитосанитарного контроля в Бразилии. Но, к примеру, Россия, которая периодически направляет к нам своих инспекторов, свои делегации, поняла, что речь идет о единичных случаях. К сожалению, другие страны не пошли по этому пути», — отметил он.
Сантин выразил уверенность в том, что ограничения в отношении бразильской продукцию будут краткосрочными. «Дело в том, что речь сейчас идет о превентивных мерах. Нет никаких проблем с качеством наших продуктов, которые могли бы стать препятствием для их употребления в пищу. Если бы ситуация была действительно серьезной, Федеральная полиция не ждала бы два года, прежде чем начать действовать. Речь идет о единичных случаях, которые были выявлены», — отметил он.
«Россия знает, что происходит»
По данным Единой системы информации о внешней торговле правительства Бразилии, Россия является пятым по объему импортером мяса из этой южноамериканской республики, уступая лишь Евросоюзу, Китаю, Гонконгу и Саудовской Аравии. В 2016 году наша страна закупила соответствующей продукции на сумму $1,032 млрд. Среди 21 предприятия, которое фигурирует в расследовании Федеральной полиции, только два экспортируют свою продукцию в Россию. Речь идет о заводе компании BRF в штате Гояс, поставляющем мясо птицы, и расположенном в этом же регионе предприятии производителя JJZ Alimentos, специализирующемся на говядине.
По сведениям ABPA и Abiec, в 2016 году Россия занимала первое место в мире среди импортеров бразильской свинины (245 тыс. тонн) и пятое — среди импортеров говядины (139 тыс. тонн). По мнению ряда специалистов, столь значительный объем поставляемой продукции привел к серьезному усилению контроля за ее качеством со стороны Москвы.
«В последние годы Россия была единственной страной (за исключением Европейского союза, представляющего несколько государств), которая всегда сообщала, как именно Бразилия должна реорганизовать свое производство в сфере фитосанитарного контроля. Москва всегда направляла к нам своих специалистов. Несколько лет назад Россельхознадзор предупредили бразильскую сторону о том, что нормы контроля будут ужесточаться. Но предприятия сделали очень мало из того, что требовалось изменить. С тех пор Россия начала вводить некоторые запреты, которые, по нашему мнению, носили чисто технический, а не политический характер. Иногда возникают какие-то проблемы, это нормально в отношениях двух стран, как если бы речь шла об отношениях супружеской пары», — отметил в беседе с корреспондентом ТАСС Жилберту Рамос, председатель Палаты Бразилия — Россия по торговле, промышленности и туризму.
По его словам, в Москве знают все особенности животноводческой отрасли Бразилии не из прессы, а от собственных специалистов, которые регулярно посещают южноамериканскую страну. «России не нужен нынешний скандал, чтобы обратить внимание на сложившуюся ситуацию. Ее специалисты приезжают сюда несколько раз в год. Именно поэтому Москва спокойно отреагировала на заявления Федеральной полиции — она знает, что происходит. Другие страны обратили внимание на публикации в СМИ, на другие источники информации», — пояснил Рамос. По его мнению, позиция РФ во время разгоревшегося скандала может стать одним из стимулов, побуждающих бразильских предпринимателей развивать сотрудничество именно с этом страной.
Рамос утверждает, что в целом бразильская животноводческая продукция отличается высоким качеством продукции, которое обусловлено благоприятными климатическими условиями, хотя проблемы на некоторых предприятиях по производству мяса действительно существуют. «Мне кажется, Бразилия должна использовать этот скандал, чтобы стать лучше. Нужно доказать, что мы можем реорганизовать производство в соответствии с самыми высокими требованиями и что подобная ситуация не повторится. Мы должны проявить ответственность. Я не вижу причин для беспокойства российских потребителей: поставляемая продукция проверяется и у нас, и у вас», — сказал Рамос. «Поскольку мы говорим об агропромышленном комплексе, нужно помнить, что для роста дерева иногда требуется обрезать его ветви. И сейчас пришло время остановиться и сделать это: избавиться от всего неподходящего, чтобы расти», — отметил он.
Дарья Юрьева