РИА Новости Украина — радиостанция «Голос Столицы»
Украина должна вырабатывать не только сырье, но и готовую продукцию. Такое заявление сделал премьер Владимир Гройсман.
По словам Гройсмана, главная задача — перенести возможности украинской науки в реальный сектор экономики, чтобы производить конкурентный национальный продукт.
Также премьер отметил, что на сегодня есть много инфраструктурных проектов, в которых можно реализовать решения украинских ученых. В правительстве заявляют, что на следующий год увеличат финансирование разработок молодых ученых.
Что необходимо производить Украине, чтобы быть конкурентной страной, и на какие отрасли обратить внимание правительству, в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировала вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Драговоз.
Гройсман заявил, что главная задача правительства — перенести возможности украинской науки в реальный сектор экономики. Осуществляется ли на данный момент поддержка разработок украинских ученых?
— Это действительно очень важный вопрос, потому что должно быть одним из самых приоритетных направлений вложений как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов развитие науки. Потому что мы должны найти те ниши, которые не заполнены, только за счет этого сделать можно прорыв и обеспечить более быстрый рост промышленности и экономики страны. Поэтому очень, конечно, радует то, что на эти вопросы правительство обратило свое внимание.
Каким образом можно увеличить финансовые вливания в сферу науки и инновационных разработок?
— Этих целей можно достичь либо путем государственных расходов на данные цели, либо путем привлечения инвестиций. Государственные расходы это государственное финансирование, это должно быть отражено в законе о госбюджете на, допустим, 2017 год. Но мы понимаем, что, кроме этих заявлений, в госбюджете на эти цели как раз выделяются копейки. То есть не наблюдаем реализации данных слов в реальности. И мы же понимаем, в каких условиях формируется этот бюджет, какой дефицит туда заложен. И пока данное приоритетное направление не нашло там отражения.
Второй вопрос — это частные инвестиции. Частные инвестиции могут быть за счет иностранных инвесторов, либо внутренний инвестор активизируется. Опять же, мы пока не видим ничего, что бы, собственно говоря, изменило ситуацию сегодня, сделало бы Украину более привлекательной и повысило бы имидж как страны, в которую можно вкладывать. То есть у нас еще очень большие риски, даже чисто экономические. Я уже не говорю о каких-либо других. Мы понимаем, что у нас экономика сворачивается, и пока не сильно спешит развернуться. Мы радуемся тому, что заложен рост ВВП 2%. И мы уже считаем, что это большое достижение. При том, что предыдущие годы было по 10% снижения ВВП. И платежеспособность населения падает. И это тоже увеличивает риски для инвесторов. То есть куда вкладывать, если дальше население не способно будет воспользоваться продуктом?
Получается безвыходная ситуация: в бюджете денег на развитие науки нет, а инвесторы в страны вливать средства желания не имеют?
— Остается только экспорт. А для того, чтобы эта продукция инновационная уходила на экспорт, ее тоже нужно продвигать. То есть надо создать инновационный продукт, потратить очень большие средства, потом, кроме этого, нужно продать продукт. То есть нужно продвинуть его, а для этого необходимо, чтобы существовали агентства по экспортной поддержке. Это целая инфраструктура, целый комплекс мер — начиная от сопровождения инвестиции за руку с инвестором, заканчивая поддержкой экспорта украинских товаров.
В какой сфере Украина могла бы быть конкурентной в плане производства готовой продукции?
— Во-первых, мы знаем, что наши IT-шники — лучшие в мире. Это уже такой сложился стереотип. И мы об этом говорим. И очень жаль, что все эти мозги, которые сделали положительный имидж Украине, работают за пределами страны. Утечка этих мозгов — это катастрофа для Украины. Потому что в основном это молодежь, это лучшие умы. И здесь, конечно, нужно опять подумать о том, как остановить эту утечку и развить действительно рынок этот, который бы работал и развивался в Украине, работал бы на украинские предприятия.
Что касается науки, то все о иней забыли. И это очень печально. Почему-то считается, что наука — это нечто такое, что уже покрыто мхом, что оторвано совершенно от практики, от жизни. И этот стереотип должен быть изменен. У нас очень много талантливых и умных людей, им только надо дать возможность работать в Украине, и они найдут себе применение в любой технической отрасли. Пусть это будет какое-то машиностроение. Или это будут какие-то технологии. Они найдут, куда приложить свой ум, разработать тот продукт, который будет востребован. Но, опять же, нужно просто эти разработки поддерживать. И даже если будут частные инвесторы, все равно должна быть какая-то государственная программа по поддержке и обеспечению хотя бы условия для работы таких людей. И наука у нас вообще несправедливо забыта. То есть ее надо возрождать по-настоящему и передерживать, чтобы люди не уезжали. Люди продолжают уезжать, и вот это самое страшное. Образование и кадровая политика, иммиграционная политика — тут очень много вопросов надо решать.
То есть главной задачей является создание таких условий, в которых талантливые украинцы смогли бы просто работать и развивать свой потенциал?
— Да. Они бы могли разрабатывать инновационные продукты для того, чтобы та же отрасль машиностроения стала более конкурентной, стала действительно инновационной, чтобы мы не вынуждены были покупать или искать где-то технологии, а разрабатывали у нас, даже для производства каких-то других совершенно продуктов. Пока у нас проблема заключается в том, что в основном вся наша промышленность работает на старом оборудовании и на старых технологиях. И те, кто вырывается немножко вперед, они покупают все эти продукты за границей. А это уже оказывается вчерашним днем для той же Европы, для других стран. В основном ресурс этот достался с неизвестных времен, старые предприятия используют совершенно старые технологии. И поэтому в этом направлении, мне кажется, нужно и разрабатывать, и продумывать программы, и направлять финансы, чтобы все-таки наш отечественный продукт был инновационным и конкурентоспособным в мире.
Как вы считает, заявления Гройсмана достаточно будет, чтобы начались работы в этом направлении и были выделены необходимые средства, созданы условия?
— Заявление есть. Плюс уже в том, что об этом говорят. Потому что долгие годы вообще об этом молчали. Но одних слов не достаточно. Это целый комплекс мер: нужно прежде всего создавать нормальные условия для жизни в Украине для любого человека. Тем самым мы, собственно говоря, и решим вопрос с учеными или с теми умами, которые могут что-то создать для страны. Но пока самое страшное, что ничего не делается вообще для человека. То есть у нас проблема заключается в том, что многие уезжают. Поэтому вопрос: как остановить молодежь, которая тоже пытается уехать.
Какую продукцию должна производить Украина, чтобы стать конкурентной и успешной в мире? На этот вопрос в эфире «ГС» ответили радиослушатели.
Антон: Я считаю, что Украина может практически в любой сфере дать фору большинству государств нашей планеты, начиная от тяжелой промышленности, заканчивая туризмом. Но проблемы всем известные, и никто просто не хочет их решать — это законы, коррупция и налогообложение. То есть я работаю в Украине, могу получать намного больше и жить намного комфортнее в соседних странах зарубежья. Я не знаю вообще, почему я до сих пор здесь нахожусь. И так точно думает большинство моих друзей, а часть уже уехали, к сожалению. Можно начать, допустим, с IT-сферы, которая у нас не приносит прибыли государству, потому что все работают по-черному. Может принести успех аграрный сектор. Но, опять же, нельзя на чем-то одном зацикливаться.
Александр: Я считаю, что Украине не нужно ничего придумывать, нужно сделать законодательство для того, чтобы люди сами выбирали, делали то, что они хотят. Все отрасли приоритетны, потому что и авиастроение, и машиностроение у нас развивалось. Просто это все «довели до ручки», грубо говоря, и сейчас ничего не работает. Для того, чтобы зашли инвестиции, нужно нормальное четкое законодательство. Нужно ВР разогнать, набрать новых, и все будет чудесно и хорошо.
В Украине уже есть продукция, которую она довольно успешно экспортирует. Это IT-услуги. Причем, насколько я знаю, по экспорту IT-услуг в Европе Украина занимает одно из первых мест. Если такая ситуация у нас в стране, война, недостаток топлива и всего такого, что почему бы пока не заняться экспортом услуг, а не экспортом сырья? Можно поднять общий уровень специалистов в стране, которые смогут экспортировать свои услуги: IT, консалтинг в любом направлении, финансовые или юридические. Какие-то экспертные услуги, которые можно предоставлять удаленно. Вариантов очень много.
Сергей: В первую очередь, я думаю, надо спросить у самого Гройсмана, как он собирается развивать экономику, учитывая то, что самое дорогое электричество — для промышленности, кредиты 25%, экспортерам не возвращается НДС, механизм возврата средств из разорившихся банков не предусмотрен. В добавок к этому, допустим, заводам Порошенко предоставлена самая большая квота на экспорт сахара. И в таких условиях пусть он объяснит свое видение, пути выхода из этой ситуации.
Владислав: По-моему, нужно банковское кредитование дешевое только под эти проекты. Нужно сосредоточиться на на развитии тех проектов, которые будут приоритетными. Например, IT, самолетостроение, может быть что-то еще. Нужно посмотреть, что еще осталось. Например, Украина даже не может сама сделать оружейный ствол — технологий не осталось.
Ранее эксперт в банковской отрасли Игорь Шевченко в эфире радиостанции отметил, что за время пребывания Валерии Гонтаревой на посту главы Нацбанка, произошла не только девальвация национальной валюты, но и отток инвесторов из страны.
А член комиссии Киевского городского совета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования Владислав Михайленко в эфире «ГС» заявил, что достройка Подольско-Воскресенского моста возможна за немецкие деньги, поскольку Киев инвестиционно привлекателен для европейского бизнеса.