Россия проиграла битву в газовой войне с Украиной: Юлия Тимошенко опять вернулась к Западу, — приводит мнение журнала «Русский Newsweek» интернет-издания «Новинар».
Голоса потенциальных украинских избирателей для Тимошенко более важны обещанного Россией кредита на закупку газа в размере 5 миллиардов долларов. Вернувшись из Японии, она уже заявила, что если оскорбленная Россия деньги таки не даст, ее проспонсируют японские банки.
Но тема российского кредита не закрыта. «Наш премьер проводит хитрую политику, — говорит ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. — Соглашение с ЕС не препятствие, а аргумент, в пользу российского кредита — только теперь взамен на право принимать участие в ремонте и эксплуатации ГТС». Тимошенко, продолжает он, хотела сесть на два стула — «заручиться поддержкой ЕС и испугать Россию, заставить ее засуетиться относительно обещанных денег». По его мнению, ей это удалось.
По мнению большинства опрошенных Newsweek экспертов, подписанная в Брюсселе декларация невыгодна для России и с точки зрения ее энергетической стратегии, направленной на диверсификацию путей поставок газа в Европу. «Если будет расширена пропускная мощность газотранспортной системы Украины и обеспечена ее надежность, то отпадет необходимость более расходного строительства Северного и Южного потока», — выражает общее мнение Владимир Омельченко. Именно на дешевизне украинского проекта по сравнению с газопроводами в обход Украины делала акцент Юлия Тимошенко, когда убеждала ЕС расщедриться.
Прогноз опрошенных Newsweek экспертов: конфликт в наличии, но новой газовой войны не будет. Уже 3 апреля в 2009 году в Москву для переговоров приедет комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс. Владимир Омельченко не исключает, что в ближайшее время Кремль посетит и Тимошенко. «Российское руководство не разобралось в стратегическом маневре нашего правительства и заняло позицию обиженного. Юля съездит в Москву — и Россия будет включена в инвестиционный процесс, — прогнозирует Владимир Омельченко. — Труба без газа ничего не стоит».